SpaceX представила скафандры для выхода туристов в открытый космос
Технологии

SpaceX представила скафандры для выхода туристов в открытый космос

6 мая 2024 года, 09:52

Будущее коммерческой экспедиции Polaris Dawn, в рамках которой должен состояться первый в истории выход туриста в открытый космос, стало более определенным. На днях SpaceX представила долгожданные скафандры для внекорабельной деятельности (EVA), разработка которых становилась причиной постоянных переносов запуска. Они были созданы на основе скафандров, используемых астронавтами во время пилотируемых полетов Crew Dragon, но специалисты компании Илона Маска внесли в конструкцию существенные изменения — чтобы их можно было применять за бортом космического корабля.

Дизайн скафандров EVA был показан на официальном сайте SpaceX, а также в социальных сетях компании. Новые костюмы разработаны на базе стандартных скафандров для внутрикорабельной деятельности (IVA), которые предназначены для использования внутри корабля Crew Dragon. В то же время они сильно от них отличаются — в частности, улучшенными конструкцией подвижных частей скафандра (добавлены шарниры) и терморегуляцией.

Также были внесены изменения в шлем — его обеспечили новым покрытием, которое позволит более эффективно защищать глаза космотуристов от солнечного света. Еще одно новшество — интегрированные прямо в шлем камеры обзора и проекционный дисплей (HUD). На последний будут выводить информацию о том, в каком состоянии находится скафандр во время выхода в открытый космос.

Задействовать новые скафандры планируется уже в первом коммерческом полете по программе Polaris — Polaris Dawn, — командиром которого выступит спонсор этого проекта, американский миллиардер Джаред Айзекман. Опыт краткосрочных путешествий в космос у него уже имеется — Айзекман в прошлом был участником туристического полета Inspiration4. В рамках предстоящей экспедиции вместе с ним в космос отправятся еще трое — бывший пилот истребителя F-16 Скотт Потит, а также инженеры Сара Джиллис и Анна Менон.

Все четверо взойдут на борт корабля Crew Dragon, который будет запущен с помощью ракеты-носителя Falcon 9. Экипаж доставят на эллиптическую орбиту выстой от 190 до 1200 км, а затем точка апогея увеличится до 1400 км (это будет самое значительное отдаление человека от Земли со времен Apollo-17). На этом этапе непрофессиональные астронавты выполнят 40 научных экспериментов, которые главным образом посвящены влиянию космических условий и радиации на здоровье человека: укачиванию в невесомости, оптической нейропатии, контролю уровня азота в крови перед переходом на чистый кислород и прочему.

Спустя некоторое время высота орбиты снизится до 700 километров — именно на этой отметке, как ожидается, будет совершен первый в истории выход туриста в открытый космос. За бортом корабля окажутся только два члена экипажа, но в скафандры EVA облачатся все четверо: дело в том, что у Crew Dragon нет воздушного шлюза, а для проведения внекорабельной деятельности корабль разгерметизируют.

Чтобы туристы смогли выйти за пределы корабля, с его внешней стороны у переднего люка была добавлена специальная конструкция «Скайуокер» (Skywalker) — она оснащена креплениями для рук. Общее время выхода в открытый космос составит около двух часов, а всего туристы проведут в полете пять дней. Основная цель эксперимента — проверить эффективность новых скафандров и оценить, насколько в них удобно работать в условиях открытого космоса.

По словам Айзекмана, давление внутри скафандров EVA составляет примерно 0,3 атм, разъем с системой жизнеобеспечения присоединяется к передней части бедра снизу, как на полетном IVA. А на другую ногу крепятся дополнительные порты для кислорода и авионики. Как утверждает вице-президент SpaceX Стью Кич, костюмы успешно прошли испытания в лабораторных условиях. В рамках одного из тестов капсула Crew Dragon была помещена в вакуумную камеру, после чего ее разгерметизировали.

Однако использование скафандров EVA в экспедиции Polaris Dawn — лишь начало. В компании SpaceX рассчитывают создать на их базе «миллионы скафандров» для полетов на Луну и Марс. Такое количество необходимо, чтобы построить на спутнике Земли обитаемые базы, а на Красной планете — города. Впрочем, проявит ли себя новое изобретение в обозримой перспективе — покажет время.

До недавнего времени запуск Polaris Dawn регулярно переносили, и в качестве основной причины указывалась именно неготовность скафандров. Теперь, когда они созданы (по крайней мере, как утверждают в SpaceX), не исключено, что экспедиция будет реализована в срок — по последним данным, уже в начале лета. Помимо скафандров, туристам также предстоит испытать технологию передачи данных спутниками Starlink в космосе с помощью лазера. Подробнее читайте в нашей статье.