«Хаббл» точно измерил расстояние до сверхновой
Наука

«Хаббл» точно измерил расстояние до сверхновой

15 июля 2024 года, 11:11

Одной из ключевых задач астрофизики является измерение расстояний — до других звезд, туманностей или галактик. Улучшение точности этого измерения — постоянная гонка, которую астрономы ведут друг с другом. И телескоп «Хаббл», даже с единственным рабочим гироскопом, не собирается выключаться из этой гонки, только что измерив расстояние до одной из сверхновых.

Сверхновые интересны не только сами по себе, но и по той причине, что они служат универсальными маяками для отдаленных районов Вселенной. Наиболее ценными из них являются сверхновые типа Ia, одна из которых вспыхнула два года назад в далекой галактике NGC 3810. И именно в изучении такого рода взрывов и проявляются сильнее всего достоинства инфракрасных космических телескопов — таких, как «Хаббл».

Изучение окрестностей NGC 3810 «Хаббл» начал в 2023 году. Сверхновые типа Ia стали его целью неслучайно: дело в том, что эти вспышки, возникающие в результате взрывов белых карликов, обладают восхитительной чертой — их пиковая яркость на удивление стабильна. Грубо говоря, астрономы точно знают, с какой интенсивностью должна светиться такая сверхновая. И по мере угасания ее света могут довольно точно определить расстояние до его источника.

Тем не менее, здесь не без сложностей, и главная из них — межгалактическая пыль, которая вполне способна заблокировать часть излучения, что может оказаться критически важным. Именно здесь и проявляется плюс телескопа «Хаббл» — его инфракрасные «глаза», которые идеально отсекают именно этот вид шумов (в отличие, например, от УФ-диапазона).

Если взглянуть на изображение NGC 3810, то сверхновую найти сравнительно легко — она представляет из себя яркую точку чуть ниже ядра галактики. Она получила наименование SN2022zut и является одной из ярчайших в этом секторе космоса. А изображение ее практически в идеальной чистоте, свободной от ультрафиолетовых пылевых помех, дает возможность заново пересчитать расстояние до этой крупной спиральной галактики — порядка 50 миллионов световых лет от Земли.

Тем не менее, возможности «Хаббла» ограничены его возрастом. После недавней аварии из множества гироскопов (приборов, обеспечивающих ориентацию) на его борту в рабочем состоянии остался лишь один. К сожалению, возможности по ремонту телескопа прямо на орбите НАСА сейчас не видит. А значит, если этот последний прибор «полетит» — то заслуженный космический ветеран превратится в бесполезную груду очень дорогого металлолома.