В России создали наноспутник с самым «острым» гиперспектральным «зрением»
Технологии

В России создали наноспутник с самым «острым» гиперспектральным «зрением»

12 июля 2024 года, 11:01

Российские ученые создали первый в своем роде наноспутник дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) с гиперспектрометром высокого разрешения — 7 метров на пиксель. Он способен разглядеть объекты, которые не может увидеть обычная оптика. Прибор успешно прошел стендовые испытания, запустить его на околоземную орбиту планируется до конца года.

Разработкой занималась частная российская космическая компания «СПУТНИКС» вместе с учеными Самарского университета им. Королева. Аппарат, который пока не получил официального названия, представляет собой 6-юнитовый спутник формата «кубсат». Главная его особенность — в усовершенствованном компактном гиперспектрометре. Прибор обладает повышенным для такого класса разрешением — всего 7 метров на пиксель. Это больше, чем у аналогичных, более крупных аппаратов как российского, так и зарубежного производства.

«Если же говорить о наноспутниках, оснащенных гиперспектрометром, то аппаратов с подобным или лучшим гиперспектральным "зрением" в России пока еще не было», — отмечает профессор кафедры технической кибернетики Самарского университета им. Королева доктор физико-математических наук Роман Скиданов.

Гиперспектрометр нового поколения имеет мощный длиннофокусный объектив, который позволяет спутнику проводить наблюдения в видимом и ближнем инфракрасном диапазоне — VNIR-диапазоне от 400 до 1000 нм, при этом количество спектральных каналов варьируется от 150 до 300. Прибор успешно прошел стендовые испытания в лаборатории «СПУТНИКС» и готов к работе на орбите, отмечают в компании. Отправить его на орбиту планируют уже в этом году.

Создатели нового космического аппарата отмечают, что разработка будет служить на благо различных российских ведомств и позволит открыть новые возможности для развития спутниковых сервисов. Так, например, гиперспектрометр позволит следить за экологической ситуацией в стране — мониторить состояние лесов и сельскохозяйственных посевов, выявлять факторы, невидимые для человеческого глаза. В частности, полученные сведения позволят вычислять вегетационные индексы для «умного земледелия» — ряд параметров и свойств растений, необходимых сельхозпроизводителям для правильного ухода за посевами, а также определять участки посевов с наибольшей зеленой массой и высоким количеством хлорофилла, узнавать уровень запасов влаги в растениях и прогнозировать будущий урожай.

Гиперспектрометр также может оценить физиологическое состояние растений — насколько им угрожает засуха или переизбыток влаги, сильный ветер, перепады температур, внезапные заморозки, нашествие насекомых-вредителей. Все это можно определить дистанционно, без необходимости собирать пробы и отправлять их на анализ в лабораторию.

Ранее в Самарском университете рассказали о планах провести эксперимент, который позволит определить степень загрязнения наноспутников во время их работы на орбите. Мелкие частички космической «пыли», которые покрывают космические аппараты, корабли и орбитальные станции, взвесят на высокоточных кварцевых микровесах. Полученные данные позволят сделать оптическую и радиолокационную аппаратуру на будущих аппаратах устойчивой к загрязнениям.