Польша запустила в космос свою первую ракету
Запуски

Польша запустила в космос свою первую ракету

8 июля 2024 года, 11:14

Польша впервые запустила собственную ракету. В ходе испытаний она преодолела отметку в 100 километров — то есть достигла «границы» космоса. Теперь в стране планируют провести первый полноценный орбитальный запуск и вывести на орбиту полезную нагрузку.

Геофизическая ракета ILR-33 Amber 2k стартовала 3 июля с норвежского стартового комплекса Андёйя. Она достигла высоты 101 км, преодолев «линию Кармана» — общепринятую «границу» между атмосферой и космосом. «Никогда в нашей истории польская ракета не достигала такой отметки», — сказал вице-президент Польского космического агентства Михал Верчиньский.

Разработкой занимались специалисты Института авиации им. Лукашевича с 2014 года. Прототип ракеты трижды стартовал в рамках испытаний с 2017 по 2019 год. В последний раз она достигла максимальной высоты в 23 км. После этого инженеры занимались созданием модернизированной версии с более крупными и мощными ускорителями. Так получился финальный вариант: 4,6-метровая ILR-33 Amber 2k с основной ступенью на гибридном топливе и двумя твердотопливными ускорителями. В качестве окислителя она использует 98-процентную перекись водорода. Первый испытательный полет ILR-33 Amber 2K был проведен в октябре 2022 года, она стартовала из Учебного центра ВВС в Устке (Польша).

Теперь, когда ракета успешно преодолела границу космоса в ходе испытаний, специалисты собираются провести первый полноценный орбитальный запуск. Как сообщили в институте, уже найден заказчик, который предоставит полезную нагрузку — это будет польский стартап Thorium Space. Ожидается, что компания будет регулярно выполнять исследовательские полеты на борту ракеты в период с 2025 по 2027 год. Первый успешный вывод ракеты в космос также может стать первым шагом на пути к разработке в Польше более крупных ракет-носителей.

«Запланированные испытания ракеты в космических условиях являются важным фактором для повышения квалификации польских инженеров и развитии ракетно-космических технологий. Тем более, что ILR-33 Amber 2K также является отправной точкой для разработки передовых технологий для больших орбитальных ракет, которые в настоящее время доступны лишь в нескольких странах Европы», — сказал директор Института авиации им. Лукашевича Павел Стенжицкий.

Космический центр Андёйя расположен почти в 2000 км от Варшавы, в графстве Нурланд в Норвегии. Его открытие состоялось не так давно — 2 ноября 2023 года. Орбитальный космодром стал первой площадкой такого типа в континентальной Европе. С 1962 года на этом месте располагался полигон, с которого было запущено более 1200 разных суборбитальных ракет. В 2018 году его было решено модернизировать и превратить в полноценный космодром для орбитальных запусков.