Роскосмос создаст новую многоспутниковую группировку для наблюдения Земли
Технологии

Роскосмос создаст новую многоспутниковую группировку для наблюдения Земли

2 июля 2024 года, 15:16

Роскосмос создаст новую спутниковую группировку дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) «Автограф». На первых этапах в нее войдут 14 малых космических аппаратов «Пиксел-ВР». Аппараты позволят наблюдать за поверхностью нашей планеты, в том числе отслеживая опасные природные явления. Одной из особенностей станет возможность создания снимков высокого качества в условиях плохой освещенности.

Орбитальная система «Автограф» будет состоять из 14 спутников «Пиксел-ВР», которые расположатся в семи плоскостях — по два в каждой. Такая схема позволит охватывать до 240 тыс. кв. км в сутки или один район до двух раз в сутки. В будущем группировку планируется расширить до 72 космических аппаратов. За ее создание отвечает холдинг «Российские космические системы» (РКС) и Научно-производственное объединение (НПО) им. С.А. Лавочкина.

По своим размерам «Пиксел-ВР» будут достаточно небольшими — их габариты составляют 1х1х1,9 м. Однако, несмотря на свою компактность, спутники позволят выполнять целый ряд задач, в том числе наблюдать за инфраструктурными объектами в сверхвысоком пространственном разрешении и предоставлять высококачественные оперативные данные ДЗЗ для граждан, государства и бизнеса.

Аппараты серии будут находиться на солнечно-синхронной орбите высотой 500-700 км, откуда смогут проводить детальное оптико-электронное наблюдение Земли в видимом и ближнем инфракрасном диапазоне спектра. Первые версии космического аппарата будут весить 600 кг, но на втором этапе, когда число спутников в группировке вырастет, аппараты будут делать в два раза легче — их масса сократится до 300 кг.

Первые два космических аппарата для группировки «Автограф» создадут на основе спутниковой платформы «Карат-200», разработанной НПО им. Лавочкина. На платформе раньше создавались малые космические аппараты для фундаментальных космических исследований (МКА-ФКИ), в частности «Зонд-ПП» и «Вернов». Такой способ производства позволит создать спутники в сжатые сроки и испытать новую камеру, поясняют в пресс-службе Роскосмоса. Позже для спутников этой серии разработают новую платформу, которая позволит наладить серийное производство.

Как отмечают в пресс-службе РКС, в спутниках группировках «Автограф» будет использоваться новая технология, которая позволит делать снимки поверхности Земли высокого качества в условиях плохой освещенности. Сделать это удастся благодаря системе перемещения фотоматриц, которая при создании кадра увеличивает время накопления требуемых объектов. В результате даже малоконтрастные объекты на фотографии получаются четкими.

Служебная аппаратура сможет в автоматическом режиме передавать информацию на наземные станции. Принимать ее будет инфраструктура Единой территориально-распределенной информационной системы ДЗЗ в Европейском, Сибирском, Дальневосточном и Арктическом регионах России. Обрабатывать, систематизировать, архивировать данные и предоставлять их заказчикам будет Научный центр оперативного мониторинга Земли РКС в Москве. Информационным сопровождением запуска спутников на орбиту будет заниматься комплекс средств измерений, сбора и обработки информации на космодроме Восточный, созданный РКС. Управлять космическими аппаратами будут специалисты из Центра управления полетами на базе Центрального научно-исследовательского института машиностроения.