«США окажутся на Луне раньше КНР»: успешный полет Starship обнадежил главу NASA
Проекты

«США окажутся на Луне раньше КНР»: успешный полет Starship обнадежил главу NASA

25 июня 2024 года, 10:35

Несмотря на многочисленные достижения Китая в космосе, начиная от создания собственной орбитальной станции «Тяньгун» и заканчивая успешным сбором образцов с обратной стороны Луны (которые были доставлены на Землю сегодня), США по-прежнему рассчитывают, что смогут опередить своего главного конкурента в высадке астронавтов на Луну. Об этом заявил глава NASA Билл Нельсон, подчеркнув, что «хорошим показателем» является четвертый полет Starship, во время которого SpaceX впервые удалось спасти обе ступени тяжелой ракетной системы.

После того как китайский зонд «Чанъэ-6» прилунился на невидимой с Земли стороне спутника и впервые в истории человечества собрал там образцы лунного грунта, Билл Нельсон направил Пекину свои поздравления и похвалил их космическую программу. По его словам, за последние 10 лет китайцы действительно добились большого успеха, но у США есть все шансы победить в борьбе за право первыми вступить на поверхность Луны в этом столетии.

Главная цель лунной программы «Артемида» — обеспечить постоянное присутствие человека на Луне, в частности на ее Южном полюсе. Для этого в конце 2025 года NASA осуществит экспедицию Artemis II, которая предполагает пилотируемый облет спутника на корабле «Орион». Спустя год, в сентябре 2026-го, к Луне запустят следующую экспедицию — Artemis III, которая, в отличие от предыдущей, должна ознаменовать собой первую высадку астронавтов на лунную поверхность с 1972 года.

Однако график «Артемиды» постоянно сдвигается из-за различных технических проблем, включая нерешенный вопрос с теплозащитным экраном «Ориона», который будет иметь критическое значение при входе спускаемой капсулы с экипажем в атмосферу. Во время прошлой экспедиции Artemis I, когда корабль, совершивший беспилотный облет Луны, начал возвращение на Землю, часть плиток его экрана обуглилась и отвалилась. Причем отслоение было не таким, как ожидали специалисты.

Если менять конструкцию теплозащитного экрана, то в таком случае Artemis II придется перенести еще на год, если не больше. Поэтому пока в NASA выбрали другой вариант — специалисты пытаются изменить траекторию входа «Ориона» в атмосферу. Несмотря на проблемы и риск очередного срыва сроков, Нельсон убежден, что агентство идет «точно по графику». Хотя планы по возвращению людей на Луну у американцев довольно сложные.

«Орион» должен доставить экипаж на окололунную орбиту, после чего астронавты пересядут на лунную версию Starship — Starship HLS — и на нем достигнут поверхности спутника. После того как на Луне завершится исследовательская работа, «Звездолет» доставит астронавтов обратно на орбиту, где состыкуется с «Орионом» — последний и вернет экипаж на Землю. Учитывая, какую роль играет посадочная платформа Илона Маска в американской программе, NASA внимательно следит за успехами SpaceX.

6 июня компании впервые удалось приводнить обе ступени своей тяжелой системы: корабль Starship совершил посадку в Индийский океан, а ускоритель Super Heavy — в Мексиканский залив. Несмотря на то, что четвертый испытательный полет прошел не без проблем, Нельсон считает его «хорошим показателем» способности NASA добраться до Луны раньше Китая. Впрочем, SpaceX еще предстоит доказать, что Starship может совершить орбитальный полет, произвести заправку прямо в космосе и безопасно привозить людей — на решение столь амбициозных задач могут уйти годы.

Так или иначе, несмотря на конкуренцию, США и Китаю придется найти способ сосуществовать на Луне, добавил Нельсон. При этом еще в апреле глава NASA выразил опасения, что если КНР доберется на спутник Земли раньше США, то якобы может объявить Луну «своей территорией», поэтому американцы должны опередить своих китайских коллег. На чем основаны такие опасения — Нельсон так и не объяснил, между тем позднее в Китае заявили, что открыты к диалогу с США по космосу.