США хотят опередить Китай в высадке на Луну

18 апреля 2024 года, 14:01

КНР укрепляет потенциал в космической сфере, но ее космические программы на самом деле носят военный характер, заявил глава NASA Билл Нельсон, который призвал США «сохранять бдительность». По его словам, американцы должны первыми осуществить высадку людей на Луну, поскольку, если Китай доберется туда раньше, то может объявить спутник Земли «своей территорией».

За последние 10 лет КНР достигла «выдающихся успехов», но о них почти ничего неизвестно в силу большой «скрытности» китайских коллег, полагает Нельсон. «Мы считаем, что во многом их так называемая мирная космическая программа носит военный характер. И я считаю, что мы соревнуемся», — констатировал он. Причем соперничество между двумя странами происходит и в области освоения Луны. Так, в частности, Пекин намерен осуществить высадку китайских космонавтов на спутник Земли к 2030 году, но США должны их опередить, полагает глава NASA.

Американская лунная программа «Артемида», сроки реализации которой постоянно сдвигаются вправо, предполагает высадку астронавтов на Южном полюсе в рамках экспедиции Artemis III. В январе Нельсон заявил, что NASA решило перенести этот полет с конца 2025-го — начала 2026-го на сентябрь 2026 года. «На нас возложена задача оказаться там первыми и предпринять исследовательские усилия в мирных целях», — добавил Нельсон.

По его мнению, китайские коллеги якобы придерживаются иного подхода. Нельсон опасается, что если они доберутся на естественный спутник Земли раньше США, то могут внезапно объявить его «своей территорией» и попросить держаться от нее «подальше». На чем основаны такие опасения — глава NASA так и не объяснил, но привел пример из другой плоскости. Он напомнил, что КНР ведет споры по поводу территориальной принадлежности архипелага Наньша (Спратли) в Южно-Китайском море. На этих островах были найдены большие запасы углеводородов. Впрочем, какое отношение это имеет к Луне — Нельсон также не уточнил.

Примечательно, что с такими высказываниями в адрес КНР глава NASA выступил на слушаниях в комитете Палаты представителей США по ассигнованиям. Основной темой этого мероприятия стал бюджет американского агентства на 2025 год. Нельсон неоднократно заявлял, что будет добиваться выделения как можно большего объема средств — для «возвращения человека на Луну» и достижения «красных песков Марса». На текущий год бюджет NASA был урезан на 8,5%, и под сокращение попали планетарные исследования. Поэтому не исключено, что обвинения США в адрес КНР о якобы милитаризации космоса — очередной повод выбить финансирование.

К слову, ранее аналогичные подозрения США высказывали и в отношении России, обвинив ее якобы в планах разместить ядерное оружие в космосе. Однако тогда пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что администрация Джо Байдена таким образом пытается надавить на американских законодателей, вынудив их согласовать выделение средств на противодействие Москве. При этом позднее Космические силы США объявили о проведении первых военных учений в космосе, подробнее о том, как они будут проводиться, читайте в нашем материале.

Вас может заинтересовать