Под поверхностью Меркурия могут скрываться крупные залежи алмазов
Наука

Под поверхностью Меркурия могут скрываться крупные залежи алмазов

25 июня 2024 года, 14:21

В недрах самой маленькой планеты Солнечной системы – Меркурия, могут быть залежи алмазов. К такому выводу пришли ученые из Бельгии по результатам проведенного моделирования. Они выяснили, что на ранних этапах формирования температура под поверхностью составляла около 1900 градусов Цельсия – холоднее, чем считалось ранее. Это идеальная среда для формирования «бриллиантов».

Благодаря наблюдениям орбитального аппарата NASSA Messenger ученым известно, что Меркурий богат углеродом — элементом, который на Земле может существовать в форме графита или алмаза. По мнению ученых, если углерод распространен по всей поверхности коричнево-серой планеты, то его форма будет зависеть от температуры и давления в каждом конкретном месте.

Меркурий — самая маленькая планета в нашей Солнечной системе, по размерам она немногим больше Луны. Это также самая близкая планета к Солнцу и наименее изученная, поскольку добраться до нее крайне трудно: зонду Messenger потребовалось почти семь лет, чтобы достичь ее. Аппарат вышел на орбиту вокруг Меркурия в 2011 году и завершил свой полет в 2015-м. Спустя год, в 2016 году, ученые определили, что темный цвет планеты может быть обусловлен именно углеродом, который возник глубоко под поверхностью планеты.

Исследовательская группа под руководством Бернара Шарлье из Льежского университета в Бельгии смоделировала внутреннее строение Меркурия в таком виде, в каком оно могло бы быть 4 млрд лет назад, когда планета состояла из небольшого металлического ядра, окруженного огромным океаном из магмы. Внутрь поверхности из графита астрофизики поместили соединения, которые есть на Меркурии, в том числе серу, диоксид титана и алюминия. Эти элементы измельчили под давлением в 7 гигапаскалей и нагрели почти до 2000°C.

Моделирование показало, что температура, при которой соединения полностью расплавились, составляла около 1900°C. Температура под поверхностью оказалась холоднее, чем ожидали исследователи. По словам Шарлье, такой показатель соответствует температуре океана магмы в момент образования планеты, а значит – это идеальные условия для образования алмазов. При более высокой температуре образовался бы графит, что исключено.

Авторы исследования предполагают, что, как только алмазы сформировались в ядре, они переместились в недрах Меркурия и в итоге осели между его плотным металлическим ядром и менее плотной силикатной мантией, продолжая становиться все толще в течение миллионов лет. По их мнению, сегодня толщина алмазного слоя может достигать 200 метров и составлять около 1% от общей массы планеты. Причем отдельные алмазы могут быть намного крупнее, чем те, что найдены на Земле, но точно подтвердить эту гипотезу трудно.