В поисках воды на Марсе помогут землетрясения
Наука

В поисках воды на Марсе помогут землетрясения

20 июня 2024 года, 13:17

Сейсмическая активность Земли создаёт определенные неудобства её обитателям, но возможностей открывает при этом гораздо больше — в том числе и по изучению её недр. Красная планета ведёт себя заметно спокойнее, но, по мнению планетологов, и на ней найдётся применение сейсмоэлектрическому принципу поиска воды.

На нашей планете сфера применения сейсмических данных достаточно широка. Например, с помощью искусственных толчков геологи выявляют подземные нефтеносные пласты. То же самое можно проделывать и с водоносными слоями, но их в толще земной коры так много, что они скорее создают помехи, чем открывают своё точное местоположение. Но что, если искать их не на Земле, а на гораздо более бедном в этом отношении Марсе?

Здесь, по мнению учёных, сама природа принуждает к использованию сейсмических методов исследований — ведь даже так хорошо зарекомендовавший себя прибор, как георадар, не может «забираться» глубже 30 метров. И особенно эффективным поиск будет, если соединить сейсмологию и электромагнетизм.

Такой метод получил название сейсмоэлектрического и заключается в улавливании не самих сейсмических волн, а порождаемых ими электромагнитных сигналов. Вода, камень или, к примеру, железистый песок по-разному реагируют на прохождение импульсов землетрясения, создавая специфичные магнитные поля — эти поля и должны будут улавливать датчики, установленные на поверхности Марса.

Многие учёные полагают, что Марс лишился воды за исключением полярных шапок. Но если она там всё же есть, то должна компактно концентрироваться где-то глубоко под поверхностью. Определить это с помощью сейсмоэлектрического зондирования поверхности должно быть сравнительно не сложно - точно проще, чем на Земле.

Планетологи выделили два доминирующих типа электромагнитных полей: сопутствующие сейсмическим волнам и так называемые межфазные отклики, каждому из которых должен соответствовать определённый тип реакции интерфейса будущего прибора. Оба они образуются в присутствии жидкостей и, следовательно, будут помогать «перепроверять» друг друга.

В настоящий момент команда исследователей с помощью моделирования пытается воссоздать условия Красной планеты и понять, как именно его недра должны реагировать на те или иные толчки. Следующим шагом станет изучение доступных данных — как сейсмических (соответствующие приборы уже присутствуют на новейших марсианских зондах), так и собранных магнетометрами. Если опыт окажется удачным, такие поисковые устройства, вероятно, войдут в «базовый набор» любого планетохода — предназначенного как для Марса, так и для иных перспективных миров.