Мощные волны могли сформировать береговые линии на Титане
Наука

Мощные волны могли сформировать береговые линии на Титане

20 июня 2024 года, 09:33

Геологи изучили береговую линию крупнейшего спутника Сатурна – Титана. Моделирование показало, что его побережье, вероятнее всего, было сформировано волнами, о существовании которых по сей день ведутся споры. Если колебания воды на спутнике подтвердятся, ученые смогут узнать больше о климате и ветрах Титана.

Группа исследователей из Массачусетского технологического института сначала смоделировала процесс абразии – размывания озер под воздействием ударов волн на Земле. Затем тот же механизм применили к морям Титана, чтобы понять каким образом образовались береговые линии, которые мы видим на снимках спутника Сатурна.

Титан – крупнейший спутник Сатурна и единственное планетарное тело в Солнечной системе (кроме Земли), где существуют реки, озера и моря. Считается, что они наполнены жидким метаном и этаном. Ученые спорят о существовании волн в морях Титана с тех пор, как аппарат NASA «Кассини» запечатлел на снимках скопление жидкости на его поверхности. Если волны там действительно существуют, это многое скажет ученым о климате и силе ветров на спутнике Сатурна, а также о том, как форма его морей изменится со временем.

Считается, что моря Титана образовались из-за повышения уровня жидкости. Исследователи выбрали три возможных сценария того, что могло произойти дальше: отсутствие береговой эрозии; абразия; равномерная эрозия, вызванная либо медленным размытием побережья, либо процессом, во время которого побережье постепенно растворяется под собственным весом. Ученые смоделировали, как будет изменяться береговая линия при каждом из трех вариантов.

Моделирование показало, что наиболее вероятная причина формирования морей и береговых линий – это абразия. Это значит, что волны, состоящие из жидкого метана и этана, бьются о сушу и разрушают породы, из которых состоит побережье. Однако исследователи отмечают, что полученные результаты не окончательные: чтобы подтвердить существование волн на Титане, потребуются прямые наблюдения волновой активности на поверхности спутника. Следующая цель исследователей – определить, какая сила ветра должна быть на Титане, чтобы вызвать волны, сформировавшие побережье. Они также надеются по форме береговых линий определить, с каких направлений чаще всего дует ветер.

Отправить к Титану космический аппарат в ближайшие годы планирует NASA. Dragonfly («Стрекоза») должен стартовать к спутнику Сатурна в июле 2028-го. Специалисты уже занимаются его проектированием, а в апреле агентство утвердило проект этой экспедиции. Вскоре инженеры перейдут к строительству и испытаниям аппарата.