Утвержден план доставки аппарата Dragonfly на Титан для поисков жизни
Проекты

Утвержден план доставки аппарата Dragonfly на Титан для поисков жизни

19 апреля 2024 года, 08:56

Отправка винтокрылого летательного аппарата Dragonfly («Стрекоза») на Титан, который является не просто крупнейшим спутником Сатурна, но и единственной луной с плотной атмосферой, все же состоится. Руководство NASA, которое долго медлило с принятием решения о бюджете и плане полета, наконец утвердило проект этой экспедиции. Теперь специалисты могут внести последние штрихи в проектирование аппарата, а после этого — перейти к строительству и испытаниям.

В конце ноября 2023 года в NASA объявили, что Dragonfly будет отправлен к Титану на год позже, чем планировалось (вместо 2027 года он полетит лишь в июле 2028-го). Причиной переноса стали проблемы с финансированием: тогда американское агентство запросило на текущий финансовый год $327,7 млн для реализации этой экспедиции (на 18% меньше, чем было получено в 2023-м) — в Сенате США согласились выделить эту сумму, но в проекте Палаты представителей расходы на этот проект вообще не были предусмотрены.

Поэтому NASA решило вернуться к вопросам плана экспедиции, срока ее реализации и стоимости полета к Титану весной 2024 года, когда завершится бюджетный процесс на 2025 финансовый год. В конечном итоге Dragonfly был дан «зеленый свет»: управление поручило команде разработчиков приступить к завершению проектирования (все этапы оценки проекта были успешно пройдены еще в начале 2023 года). После того как эти работы будут окончены, специалисты смогут начать изготовление космического аппарата и научных приборов, а затем — перейти к их испытаниям.

«Dragonfly — это захватывающая научная экспедиция, вызывающая широкий интерес у общественности, и мы рады предпринять следующие шаги в рамках этого проекта. Исследование Титана расширит возможности использования винтокрылых аппаратов за пределами Земли», — выразила уверенность заместитель администратора NASA по науке Никола Фокс.

После публикации бюджетного запроса президента США Джо Байдена на 2025 финансовый год общая стоимость проекта Dragonfly достигла $3,35 миллиарда. Дата запуска аппарата к Титану пока осталась прежней — июль 2028 года. При этом пока не определено, какая ракета-носитель доставит "Стрекозу" к спутнику Сатурна.

Dragonfly — это винтокрылый летательный аппарат размером с небольшой автомобиль. Он оснащен восемью несущими винтами с электродвигателями, питающимися от радиоизотопного термоэлектрического генератора, подобного тому, который установлен на марсоходе Curiosity. При проектировании Dragonfly за основу был взят коптер Ingenuity. Ожидается, что «Стрекоза» сядет на крупнейший спутник Сатурна и начнет проводить там исследования по поиску признаков микробной жизни.

Аппарат будет способен совершать полеты над поверхностью изучаемого небесного тела, так как обладает возможностью вертикальных взлета и посадки. Поскольку у Титана плотная атмосфера, Dragonfly сможет летать без особых затруднений, в отличие от того же Ingenuity (плотность атмосфера Марса составляет всего 1% от земной). Кроме того, низкая гравитация позволит ему дольше оставаться в воздухе. Прибытие аппарата на Титан, который расположен в 1,2 млрд км от Земли, ожидается в 2034 году, он должен будет совершить полеты в десятки мест, где потенциально могут происходить пребиотические химические процессы.

Проектированием и созданием Dragonfly занимается Лаборатория прикладной физики Джона Хопкинса в Лореле, штат Мэриленд. Также в команду входят сотрудники из Центра космических полетов имени Годдарда, LockheedMartin, Лаборатории реактивного движения НАСА, японского, французского и немецкого космических агентств и других. Dragonfly — это четвертая экспедиция, которая реализуется в рамках программы NASA«Новые рубежи».