Марсоход Perseverance добрался до «Яркого Ангела» — нового места исследований
Наука

Марсоход Perseverance добрался до «Яркого Ангела» — нового места исследований

18 июня 2024 года, 09:43

Марсоход Perseverance прибыл в новую точку на Красной планете – регион «Яркий Ангел». По пути ему пришлось преодолеть непростую полосу препятствий в виде валунов и песчаных дюн. Но были и положительные моменты: ровер нашел уникальный камень, аналогов которого на Марсе до сих пор не было обнаружено.

Perseverance завершает четвертую научную экспедицию по поиску следов карбонатных и оливиновых пород во внутренней части кратера Езеро. С января он исследует южную сторону долины Неретва. Предположительно, в глубокой древности здесь была река, которая впадала в озеро – нынешний кратер Езеро. «Яркий Ангел» расположен рядом с руслом пересохшей реки. Такое название регион получил из-за обнаруженных в этом месте камней светлого цвета, которые могут быть либо древними породами, обнажившимися из-за речной эрозии, либо отложениями, которые ранее заполняли реку.

Добраться до места назначения роверу оказалось непросто – мешали огромные валуны, количество которых возрастало по мере приближения к цели. Это обстоятельство замедлило марсоход: если раньше он мог проехать до 100 метров за марсианский день, то на подходе к «Яркому Ангелу» он смог продвигаться всего на несколько десятков метров в день.

«По пути мы осматривали русло реки чуть севернее, надеясь найти участок, где дюны были бы небольшими и достаточно удаленными друг от друга, чтобы между ними мог пройти марсоход, поскольку известно, что дюны «поедают» марсоходы», - рассказывает Эван Грейзер из Лаборатории реактивного движения NASA в Южной Калифорнии. Кроме того, роверу нужен был склон – своеобразный «пандус», по которому он мог бы безопасно спуститься в точку назначения.

Система автоматической навигации Perseverance и камеры на борту указали специалистам оптимальный маршрут. Так, марсоходу удалось преодолеть сразу 200 метров за один день, сделав остановку на горе Уошберн – холме, покрытом уникальными валунами, многие из которых никогда ранее не наблюдались на Марсе.

«Разнообразие текстур и материалов на горе Уошберн стало захватывающим открытием, поскольку эти породы представляют собой кладезь геологических «сувениров», принесенных из края кратера и, возможно, из регионов за его пределами», - отметил Брэд Гарчински из Университета Западного Вашингтона в Беллингеме.

Среди более темных валунов выделялся камень светлого цвета  – ученые дали ему название Мыс Атоко. Его размеры – около 45 см в ширину и 35 см в высоту. Анализ, проведенный приборами SuperCam и Mastcam-Z на борту Perseverance, показал, что порода состоит из минералов пироксена и полевого шпата (породообразующего минерала). Исследователи ранее не видели на Красной планете ничего подобного по форме, размеру и химическому составу. Предположительно, минералы, из которых состоит Мыс Атоко, образовались в подповерхностном слое магмы на краю кратера и были перенесены на текущее место потоками воды миллионы лет назад.

Покинув гору Уошберн, марсоход направился на 132 метра севернее, чтобы исследовать «Туфовый утес», а затем преодолел 605 метров, достигнув Брайт-Энджела. В настоящее время специалисты, отвечающие за работу Perseverance, проводят анализ светлых камней в этом регионе, чтобы оценить, нужно ли собирать образцы породы в этом месте.

Ранее один из образцов, собранных марсоходом NASA Perseverance в заливе Лефрой на Марсе, привлек внимание ученых. В его составе нашли гидратированный кремнезем – минерал, способный хранить в себе следы жизни на Красной планете. По мнению исследователей, собранный материал нужно будет доставить на Землю в первую очередь, поскольку он может рассказать о марсианском прошлом.