Образец марсианской породы может содержать следы жизни
Наука

Образец марсианской породы может содержать следы жизни

21 мая 2024 года, 09:30

Один из образцов, собранных марсоходом NASA Perseverance в заливе Лефрой на Марсе, привлек внимание ученых. В нем был обнаружен гидратированный кремнезем – минерал, который способен хранить в себе свидетельства о существовании жизни на Красной планете. По мнению исследователей, собранный материал нужно будет доставить на Землю в первую очередь, поскольку он может рассказать о марсианском прошлом.

О значении находки рассказал Киннет Фарли из Калифорнийского технологического института на собрании группы по анализу внеземных материалов (ExMAG). «Образец из залива Лефрой и два других образца из того же региона <…> содержат большое количество карбоната и кремнезема, что ясно указывает на доминирующую роль жидкой воды в их образовании», - сказал ученый.

Пока непонятно, были ли это грунтовые воды или поверхностные – из озера или реки. По словам Фарли, в любом случае это говорит о существовании пригодной для жизни среды на Марсе более 3,4 млрд лет назад.

Исследователь отметил, что в этих образцах содержатся химические соединения, в которых могут храниться биосигнатуры – признаки жизни. «Как таковые, эти образцы исключительно важны для возвращения на Землю для дальнейшего изучения», - сказал Фарли.

Что же касается общего состояния марсохода Perseverance, ученый отметил несколько проблем: во-первых, выход из строя датчиков ветра в приборе MEDA (анализатор динамики окружающей среды Марса). Кроме того, возникли проблемы со спектроскопическими элементами роботизированного манипулятора SHERLOC. У прибора перестал действовать затвор объектива, однако специалисты уже работают над решением проблемы и могут исправить ее в ближайшие месяцы, отметил Фарли.

Всего на борту марсохода есть 38 пробирок для сбора образцов горных пород, реголита и даже атмосферы. «Мы завершили сбор образцов примерно на две трети», - сказал ученый. В частности, у Perseverance уже есть образцы магматических пород, аргиллита, марсианского песка. Причем 10 запечатанных пробирок с образцами роботизированный ровер уже поместил в своеобразный «склад» в кратере Езеро. Планируется, что их заберут и доставят на Землю аппараты в ходе программы NASA MSR. Однако пока с проектом не все так гладко – агентство пересматривает ранее утвержденный план после сокращения финансирования. поэтому пока непонятно, когда ученые получат собранные на Красной планете материалы.

«Очевидно, что существует огромная неопределенность в отношении того, как будет реализован проект MSR. Нам еще предстоит узнать, какую роль в нем сыграет Perseverance, но пока мы собираемся придерживаться изначального плана, уделяя особое внимание сбору образцов», - пояснил Фарли.

Сейчас марсоход следует в регион под названием Bright Angel («Яркий Ангел»), а затем должен будет взобраться на край кратера Езеро, где будет исследовать принципиально иную геологию. Во время подъема ровер соберет образцы.

Марсоход Perseverance прибыл на Красную планету 18 февраля 2021 года. За это время он преодолел около 27 км. Основная его задача заключается в поиске доказательств того, что жизнь ранее существовала в районе кратера Езеро, который, как считают ученые, когда-то был озером. Помимо сложного оборудования для получения проб грунта и их анализа, у Perseverance есть несколько камер для съемки и два микрофона для записи звука. В состав полезной нагрузки также входил беспилотный летательный аппарат Ingenuity, который наблюдал за поверхностью Марса сверху и помогал роверу прокладывать свой путь, однако в конце января он вышел из строя.