Сотрудничество Китая и Европы в космосе может завершиться после «Чанъэ-6»
Проекты

Сотрудничество Китая и Европы в космосе может завершиться после «Чанъэ-6»

13 июня 2024 года, 12:36

Сотрудничество в рамках лунного проекта «Чанъэ-6» может оказаться последним для Китая и Европы. У двух сторон в ближайшие годы не планируется совместных проектов в сфере освоения Луны и космического пространства. Осложняют ситуацию санкции США в отношении КНР, из-за чего у Европейского космического агентства (ЕКА) не остается выбора, кроме как отказываться от дальнейшего взаимодействия с Пекином.

«На данный момент нет никаких решений о продолжении сотрудничества в рамках «Чанъэ-7» или «Чанъэ-8», - приводит портал SpaceNews слова директора по международным связям ЕКА Карла Бергквиста.

ЕКА также не будет участвовать в проекте Международной лунной исследовательской станции (ILRS), возглавляемой Китаем и Россией. Кроме того, в прошлом году в агентстве заявляли, что не планируют отправлять европейских астронавтов на космическую станцию КНР "Тяньгун", хотя ранее такие идеи звучали.

По словам Бергквиста, ЕКА сталкивается со все большими ограничениями в космическом сотрудничестве с Китаем, поскольку в своей деятельности агентство использует много компонентов американского производства, но не может экспортировать их из-за санкций США в отношении КНР. Как отмечает информагентство «Синьхуа», Китай в свою очередь заинтересован в международном сотрудничестве и продолжит искать варианты для взаимодействия с мировыми государствами в сфере освоения Луны и космоса.

ЕКА предоставило полезную нагрузку для китайской автоматической межпланетной станции (АМС) «Чанъэ-6», которая в мае совершила посадку на обратной стороне Луны, где собрала образцы грунта. На борту находился прибор NILS, разработанный Шведским институтом космической физики. Разработчики инструмента подтвердили, что он достиг поставленных целей: с помощью него впервые были обнаружены отрицательные ионы на поверхности Луны.

Полученные пробы в рамках полета «Чанъэ-6» прибудут на Землю до конца июня. Если все пройдет по плану, Пекин впервые в истории человечества доставит образцы с обратной стороны Луны. Тем временем Китай готовит к запуску следующие АМС – «Чанъэ-7», которая отправится к Луне в 2026 году, а также «Чанъэ-8», старт которой состоится в 2028 году.

На прошлой неделе глава NASA Билл Нельсон поздравил Китай с успешной посадкой «Чанъэ-6» на обратной стороне Луны и заявил об открытости к сотрудничеству с КНР. Представитель китайского МИД ответила, что Китай всегда готов к диалогу с США в космической сфере. В частности, две стороны создали рабочую группу по сотрудничеству в области наук о Земле и космосе, а также разработали механизм по обмену данными между марсианскими зондами КНР и США. Однако сотрудничество осложняется препятствиями из-за американского законодательства. В 2011 году в США приняли «поправку Вульфа», которая запрещает NASA и другим правительственным ведомствам США заключать соглашения с Китаем в космической сфере.