NASA отвергло предложение миллиардера отремонтировать телескоп «Хаббл»
Проекты

NASA отвергло предложение миллиардера отремонтировать телескоп «Хаббл»

7 июня 2024 года, 11:54

На днях NASA было вынуждено приостановить научную работу космического телескопа «Хаббл» — причиной стали неполадки с одним из трех гироскопов на его борту, которые пока еще находятся в активном состоянии. Эту проблему агентство не может решить уже несколько месяцев, но пока не спешит обращаться за помощью к кому бы то ни было. Напротив, сотрудники NASA публично отказались от идеи американского миллиардера Джареда Айзекмана отправить к «Хабблу» частную ремонтную экспедицию.

Продолжающиеся проблемы с один из гироскопов, которые обеспечивают ориентацию телескопа в космическом пространстве, побудило специалистов NASA перевести «Хаббл» в «безопасный режим». В связи с этим научные наблюдения будут ограничены, но зато это позволит сохранить работу обсерватории до 2030-х годов.

Поэтому времени для того, чтобы рассмотреть все возможные варианты по решению проблемы, у агентства предостаточно. Другое дело, что в NASA твердо решили, что не нуждаются в помощи американского миллиардера Джареда Айзекмана, который является командиром Polaris Dawn, первого из трех запланированных коммерческих полетов по программе Polaris. Ранее бизнесмен предложил отправить к «Хабблу» корабль Crew Dragon компании SpaceX для ремонта телескопа.

В частности, он предлагал поднять орбиту обсерватории при помощи корабля, отмечая, что это позволит снизить воздействие остатков атмосферы, которые медленно, но верно притягивают аппарат обратно к Земле. Причем некоторые эксперты и вовсе предположили, что Айзекман хочет собственноручно починить «Хаббл» в ходе экспедиции Polaris Dawn, которая, помимо прочего, предполагает первый выход туриста в открытый космос (и как раз с борта Crew Dragon).

Предполагается, что непрофессиональные астронавты, в числе которых и Айзекман, выйдут за борт корабля на низкой околоземной орбите высотой около 700 километров. Между тем «Хаббл» сейчас вращается на высоте 540 километров. Впрочем, команда обсерватории убеждена, что в ближайшее время «Хабблу» не грозит «падение на Землю» — по последним расчетам, он сможет оставаться на орбите как минимум до 2035-го.

«Изучив коммерческие возможности, мы решили не проводить сейчас сервисное обслуживание телескопа. Мы высоко ценим углубленный анализ, проведенный NASA и программой (Айзекмана — прим. ред.), а также другими нашими потенциальными партнерами, и это, безусловно, позволило нам лучше понять соображения по разработке будущей коммерческой экспедици по перезагрузке», — подчеркнул директор отдела астрофизики NASA Марк Клэмпин.

Всего на борту «Хаббла» было установлено шесть гироскопов, но в 2020 году, когда телескоп праздновал свое 30-летие, из строя вышло три прибора. В ноябре 2023-го проблемы начались с еще одним гироскопом. Специалисты NASA понимали, что гироскопы рано или поздно начнут отказывать, поэтому разработали программное обеспечение, чтобы «Хаббл» мог работать только с двумя приборами или даже с одним.

Однако это существенно ограничивало его наблюдения: в таком случае телескоп охватывал бы лишь половину неба, а не 85% и выше при использовании всех трех гироскопов. В то же время инженеры посчитали это наиболее разумным решением — а именно управлять «Хабблом» только с помощью одного гироскопа, а другой оставить в резерве. На такой режим работы они намерены перейти в ближайшие дни, вернув «Хаббл» к научной работе в середине месяца.