Российский гиперспектрометр на МКС будет отслеживать засухи и вырубки лесов
Технологии

Российский гиперспектрометр на МКС будет отслеживать засухи и вырубки лесов

30 мая 2024 года, 13:42

Стартовавший сегодня грузовой корабль «Прогресс МС-27» доставит на Международную космическую станцию (МКС) гиперспектрометр, разработанный российскими учеными. В МФТИ рассказали подробнее о характеристиках и задачах прибора, который преимущественно будет отслеживать экологическую ситуацию на территории России, контролировать природные ресурсы и сигнализировать об опасных явлениях.

После прибытия на МКС научный инструмент установят на иллюминаторе служебного модуля «Звезда» российского сегмента станции. Он позволит решить ряд задач, связанных с экологическими исследованиями, сельским и водным хозяйством, лесничеством. Например, гиперспектрометр сможет проанализировать количество влаги на сельскохозяйственных землях: показатель ниже нормы будет говорить об опасности для урожая. Наблюдение из космоса позволит контролировать большие участки, быстро вычислять засушливые зоны и передавать данные специалистам, которые будут оперативно решать проблему.

Инженеры из МФТИ отмечают, что их разработка может наблюдать за состоянием прибрежных зон, сельскохозяйственных, лесных территорий, а также зон техногенного загрязнения с помощью большого числа каналов и широкого спектрального диапазона. Оборудование также позволит отслеживать чрезвычайные ситуации, контролировать вырубку лесов, оценивать запасы древесины и биологические ресурсы. Причем данные могут обрабатываться сразу на борту МКС – космонавты Олег Кононенко и Николай Чуб ранее прошли обучение по работе с прибором.

Как ранее объяснял один из разработчиков технологии Александр Кузьмичев, при гиперспектральной съемке излучение регистрируется в большом числе узких спектральных каналов. Это позволяет увидеть больше, чем способны обычные камеры – например, структуру объекта – не только границы лесных массивов, но и состав пород деревьев и степень их поражения.

Начать эксплуатацию инструмента планируется в конце июня. В течение года он будет собирать и передавать спектральную информацию об определенных объектах и фоновой ситуации. Специалисты будут использовать полученные данные во время проектирования группировки спутников, оснащенных гиперспектрометрами для мониторинга подстилающей поверхности нашей планеты.

Ракета-носитель «Союз-2.1а» стартовала к МКС вместе с грузовым кораблем «Прогресс МС-27» с космодрома Байконур 30 мая. «Грузовик» доставит на орбиту более 2,5 тонны продовольствия, оборудования для научных экспериментов и других важных грузов для поддержания работы станции. На орбиту также доставят подарки для двух российских космонавтов — Олега Кононенко и Александра Гребенкина, которые вскоре отметят свои дни рождения.