Первый в открытом космосе: 90 лет со дня рождения Алексея Леонова
Сегодня исполнилось бы 90 лет Алексею Леонову – первому в мире человеку, вышедшему из космического корабля в безвоздушное пространство. Его полету на корабле «Восход-2» вместе с Павлом Беляевым сопутствовала удача несмотря на множество порой опасных для жизни, нештатных ситуаций. Что за человек был Алексей Леонов? Об этом наш рассказ.
Сын репрессированного
Алексей Архипович Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области и стал седьмым ребенком в семье. Когда Алексею было два года, его отца Архипа Алексеевича по сфабрикованному обвинению арестовали, имущество конфисковали, дом отобрали. Леонов рассказывал: «Отец очень любил животных. В семье был конь резвый и преданный. Однажды, когда отец был в командировке, председатель колхоза, в котором числилась семья Леоновых, этого коня зарезал, чтобы накормить гостившего у него брата. Вернувшийся отец схватил топор и готов был порешить вредителя, но соседи удержали… Тем не менее, кто-то настучал председателю. Тот написал письмо в ГПУ о его покушении на Советскую власть. Отца и арестовали как «врага народа» с полной конфискацией. И мы оказались на улице».
Приютила беременную Евдокию Минаевну с шестерыми детьми старшая сестра Алексея Александра. В 16-метровую комнату в Кемерове коммунальной квартире, где жила Александра с мужем, вселились еще 7 человек, да родился еще младший… В 1939 отца оправдали и реабилитировали.
Настоящий художник
1 сентября 1943 года Лешу Леонова привели в первый класс. В его сумке кроме тетрадок были рисунки, которые он сделал летом. Леонов вспоминал: «Во время перемены одноклассник по прозвищу Таракан вытащил у меня из сумки пачку рисунков и разбросал их по классу, как революционер листовки, с криком «Смотрите!». И все смотрели… Даже когда в класс зашла учительница Клавдия Васильевна, вернисаж не прекратился. «Леша, да ты настоящий художник!» - прозвучали ее слова. Так состоялась моя первая выставка, после которой я решил, что буду художником».
После окончания семилетки он привез свои работы в Рижскую Академию художеств и был принят без экзаменов. Но денег на общежитие у него не было, а стипендию в Академии не платили, и пришлось вернуться домой. Тем не менее, Леонов стал настоящим художником. Причем не только земным, но и первым космическим. В полет на «Восходе-2» он взял с собой цветные карандаши и впервые в мире зарисовал космическую зарю во всем ее многоцветии.
Позже Алексей Архипович самостоятельно и в содружестве с художником Андреем Соколовым создал целую серию космических картин, многие из которых стали эскизами для почтовых марок. Другое направление Леонова-художника – природа окрестностей Кемерова и Звездного городка, а также морская тематика с парусниками. Много лет Алексей Леонов оформлял юмористическую газету отряда космонавтов «Нептун». Часть картин Алексея Архиповича можно увидеть в постоянной экспозиции московского Музея космонавтики у метро ВДНХ.
«Живопись осталась со мной, не став моей профессией, она дополняла мой мир. В нем я нахожу покой, гармонию: Я, кисти, полотно и мысли», - вспоминал Леонов
Летчик и космонавт
Кроме живописи Леонова с детства манило небо. Потому вернувшись из Риги он прошел медкомиссию в военкомате и по комсомольскому набору поступил в 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в Кременчуге на Украине. Окончив эту школу с отличием в 1957 году. Леонов поступил в Чугуевское училище, после которого служил в Киевском военном округе, затем в ГДР старшим летчиком в разведывательном полку, откуда и попал в отряд космонавтов.
Безаварийное пилотирование реактивных самолетов, отменное здоровье, высокая техническая грамотность, готовность к сложной необычной работе – основные критерии при отборе в первый советский отряд космонавтов. 7 марта 1960 года приказом главкома ВВС Леонов был зачислен слушателем в воинскую часть 26266 – будущий Центр подготовки космонавтов. Он оказался одним из 20 молодых и перспективных летчиков-истребителей, отобранных для выполнения совершенно секретного задания – космических полетов. Но к первому полету всю двадцатку подготовить было невозможно. Потому из них выбрали шестерых. Алексей не попал в эту группу, чему был несказанно расстроен. Тем не менее, он закончил общекосмическую подготовку во второй группе за 12 дней до полета Гагарина и весной 1963 года успел подготовиться к полету на «Востоке-5» одним из резервных пилотов.
Первый «балохонщик»
4 июня 1964 года в ОКБ-1 прошло первое техническое совещание по программе «Восход» с представителями всех заинтересованных организаций. Среди его участников была и группа космонавтов во главе с Юрием Гагариным. Они посетили завод ОКБ-1, где шло изготовление кораблей.
Ходит легенда, что там, на заводе главный конструктор Сергей Королев обратился к Леонову: «А ты, орелик, надень скафандр и пройди по этой схеме. Её еще Циолковский описал. По другому выйти в открытый космос без разгерметизации космического аппарата невозможно. Через два часа на техническом руководстве ждем доклад».
И Леонов сделал доклад, который понравился Королёву, Каманину, другим членам техсовета. В результате Каманин назначил Леонова в основной экипаж "Востока-5". «Так я стал первым «балохонщиком», так называл выходящих в открытый космос Константин Эдуардович Феоктистов в своей научно-фантастической повести «Вне Земли», - вспоминал Леонов о первом в истории выходе человека в открытый космос, который состоялся 18 марта 1965 года, - Я благополучно отшлюзовался… Сам выход занял 1-2 секунды. Я шагнул за борт и обмер: подо мной была бездна в пятьсот километров… Я видел все Черное море с запада на восток и с юга на север. Видны Болгария, Греция, Италия. Поднял голову – увидел Балтийское море. Справа река Волга и отроги Урала. Величественная картина! Земля разворачивалась, как гигантский глобус в голубой дымке, которая переходила в черную бездну. Звезды немигающие и их гораздо больше. Солнце яркое, как будто включенное в небесный свод… Я слышал, как бьется мое сердце, свое натруженное дыхание. И в этой первозданной тишине на всех каналах и на весь эфир слова командира «Восхода-2» Павла Ивановича Беляева: «Внимание, внимание! Человек вышел в открытое космическое пространство и находится в свободном плавании!».
Черная полоса
После преодоления всех нештатных ситуаций, успешного возвращения на Землю и последовавшей за космическим полетом полуторалетней серии поездок по Советскому Союзу и зарубежным странам Алексей Леонов в январе 1967 года начал подготовку по программе облета Луны на корабле Л-1 (11Ф91) командиром первого экипажа вместе с инженером Олегом Макаровым.
Этот полет все откладывался, то из-за аварий ракеты-носителя «Пртотон К», то разгонного блока «Д», то из-за неисправностей кораблей. В декабре 1968 года группа космонавтов даже написала письмо руководству страны в котором заявила о готовности пойти на риск и просила разрешить облет Луны, чтобы опередить американцев. Но не сложилось…
В 1968 году Леонов опять же с Макаровым почти год готовился для полета с высадкой на поверхность Луны по программе Н1-Л3. Он даже отрабатывал «слепую» посадку на вертолете Ми-4 с зашторенными окнами кабины, а так же переход из лунного орбитального корабля (11Ф93) в лунный посадочный корабль (11Ф94) и обратно в лунном скафандре «Кречет». Но и эта программа из-за неудач с ракетой-носителем Н-1 была закрыта.
Затем была подготовка с Валерием Кубасовым и Петром Колодиным к полету на первую в мире долговременную орбитальную станцию «Салют» и дублирование экипажа «Союза-10». До долгожданного полета оставалось двое суток, когда медики обнаружили затемнение в легком Валерия Кубасова и полетели дублеры.
Леонов с Колодиным и новым бортинженером Рукавишниковым вновь готовится по программе второй экспедиции на «Салют» и должны были продолжить исследования на станции Добровольского, Волкова и Пацаева. Но те погибли при возвращении из-за разгерметизации спускаемого аппарата. Потребовалась доработка корабля и полет Леонова вновь не состоялся.
В июле 1972 года должна была быть запущена новая орбитальная станция и Леонов вместе с «реабилитированным» Кубасовым вновь был командиром первой экспедиции на эту станцию. Но 29 июня из-за аварии ракеты-носителя станция не вышла на орбиту и полет Леонова опять отменен.
Доработанный корабль (сняты солнечные батареи, введены скафандры, а экипаж сокращен до двух) был готов и Леонов опять же с Кубасовым стали готовиться к его испытаниям в автономном. Но и этот полет не состоялся. Испытания модернизированного корабля решили провести без экипажа.
К началу 1973 года в ЦКБЭМ была готова и отправлена на Байконур очередная орбитальная станция. И опять в качестве командира основного экипажа первой экспедиции начал готовиться Алексей Леонов. И вновь «облом». После успешного выведения на орбиту из-за технической неисправности станция выработала все топливо, стала неуправляемой и получила название не «Салют», а «Космос-557». Полеты на нее были отменены.
Какую нервную систему надо иметь, чтобы выдержать столько неудачных попыток вновь полететь в космос! Причем не по вине космонавта. Тем не менее, Леонов выдержал.
"Союз-Аполлон"
В 1972 году между СССР и США было подписано соглашение о создании совместимых средств стыковки американских и советских космических кораблей с целью оказания возможной взаимопомощи. Проект получил название «Экспериментальный полет Союз-Аполлон». В первый экипаж «Союза-19» назначили многострадальный экипаж Алексей Леонов - Валерий Кубасов.
Полет, наконец, состоялся. 17 июля 1975 года «Союз-19» и «Аполлон» состыковались. Экипажи совершили символические ритуалы, объединив половинки медали, доставленные в космос советским и американским кораблями, посещали корабли друг друга. Сбылась мечта Алексея Леонова. Через 10 лет он вновь оказался в космосе.
Дружба Алексея Леонова с командиром «Аполлона» Томасом Стаффордом прошла через всю жизнь. Во многом благодаря этой дружбе в США и России поверили, что взаимодействие в космосе возможно. Много лет спустя эта уверенность послужила основой для создания Международной космической станции.
На Земле Алексей Леонов за свою долгую жизнь также успел совершить многое. Он руководил подготовкой космонавтов, организовал «комсомольскую стройку» для возрождения города Гагарин, создал рядом с городом современную деревоперерабатывающую фабрику и поселок для рабочих. По его инициативе и под его председательством с 1974 года в Гагарине проходят Гагаринские чтения. И это далеко не все.
Алексей Архипович Леонов ушел из жизни 11 октября 2019 года после тяжелой болезни. Похоронен на военном кладбище в Мытищах.