Мощная солнечная вспышка вызвала радиопомехи на Земле
На орбите

Мощная солнечная вспышка вызвала радиопомехи на Земле

30 мая 2024 года, 12:49

Признаком того, что Солнце готовится к новой буре, является возникновение на его поверхности крупных пятен, тем более если они появляются группами. И теперь этот признак подтвердился на все 100%: 29 мая мощный солнечный вихрь класса Х ураганом прошелся по Земле. Почти не задев Россию, в Западной Европе и США он не только привел к сбоям в электронике, но и обрушил коротковолновую радиосвязь.

Причиной радиопомех стала AR 3697 — группа пятен, которая незадолго до этого выползла из-за восточного края солнечного диска. Она представляет собой не что иное, как зону AR 3664, ответственную за самую мощную геомагнитную бурю с 2003 года — G5, которая произошла всего пару недель назад. И на этот раз пятна тоже совершенно не намерены вести себя тихо.

Короткое, но мощное извержение плазмы достигло пика во второй половине дня в среду, 29 мая, около 17:35 по Москве. Пока в нашей стране люди уже посматривали на часы в ожидании возвращения домой, в Европе был разгар рабочего дня, а на Восточном побережье США он только начинался. Поэтому эффект от бури заметили многие.

Коротковолновое радиовещание по обе стороны Атлантики было практически полностью отключено. Верхние слои атмосферы ионизировались, а спутники на орбите столкнулись с многочисленными сбоями в электронике. Впрочем, это в порядке вещей для вспышек класса Х — к счастью, земляне научились довольно эффективно бороться с их последствиями.

Американский Центр прогнозирования космической погоды предупреждает о том, что новые вспышки возможны до конца завтрашнего дня включительно, но будут умеренными. Но в ближайшие дни AR 3697 выйдет на прямую линию с Землей. Если очередная буря разгорится в этот момент, то возможные корональные выбросы практически неминуемо ударят по Земле, сопровождаясь массовыми отказами электронных устройств и полярными сияниями в непредусмотренных для этого местах.

В настоящий момент и американские, и российские ученые из Института космических исследований РАН внимательно следят за Солнцем, чтобы вовремя предупредить критические наземные службы и особенно космонавтов — которые на орбите находятся в особо уязвимом положении.

Ключевыми датами являются 4, 5 и 6 июня, когда Земля окажется прямо на «линии огня», а риск катаклизма будет максимальный. Если в эти дни ничего не произойдет, можно будет выдохнуть, заключив, что угроза от AR3697 миновала. По крайней мере, на ближайшую пару недель. А чего ждать от Солнца в период его нового 11-летнего максимума, рассказал в интервью ProКосмос глава отдела физики и эволюции звезд Института астрономии РАН, известный астрофизик и популяризатор науки Дмитрий Вибе.