Китайские космонавты побили свой рекорд по длительности выхода в открытый космос
На орбите

29 мая 2024 года, 09:47

Китайские космонавты успешно вышли в открытый космос 28 мая с борта национальной орбитальной станции «Тяньгун». Экипаж «Шэньчжоу-18», в состав которого входят Е Гуанфу, Ли Конг и Ли Гуансу, проработал за бортом около 8,5 часа, установив новый рекорд по продолжительности внекорабельной деятельности среди тайконавтов. За это время они успели осмотреть оборудование за пределами станции и установить защитное покрытие от космического мусора.

Выход в открытый космос начался в 10:35 утра по пекинскому времени (в 5:35 по Москве), когда Е Гуанфу и Ли Гуансу открыли люк экспериментального модуля «Вэньтянь» станции «Тяньгун», сообщили в Управлении программы пилотируемых космических полетов КНР (CMSA). Первый из них вышел за борт и пристыковался к роботизированному манипулятору, в то время как второй передавал ему устройства для защиты от космического мусора, которые необходимо было установить. Роботизированная рука перенесла Е Гуанфу на место, где нужно было установить приборы. После этого к нему присоединился Ли Гуансу и вместе они осмотрели оборудование за бортом станции, чтобы проверить его состояние. Третий член экипажа «Шэньчжоу-18» Ли Конг все это время оставался на станции, чтобы следить за состоянием своих коллег.

Тайконавты благополучно вернулись в модуль «Вэньтянь» в 18:58 по пекинскому времени (13:58 мск). Они провели за пределами станции почти 8,5 часа, тем самым побив предыдущие рекорды своих коллег из экипажей «Шэньчжоу-16» и «Шэньчжоу-17», которые находились за бортом около восьми часов. Для Ли Гуансу это был первый выход в открытый космос, а для Е Гуанфу – второй. До этого он в 2021 году проработал около шести часов за пределами «Тяньгуна» в составе экипажа «Шэньчжоу-13». Нынешний экипаж «Шэньчжоу-18» приблизился к пределу использования скафандров в открытом космосе, поскольку костюмы, в которых они были, можно использовать до восьми часов за один выход.

«В этот раз астронавтам нужно было многое сделать, в том числе сфотографировать различное оборудование, которое они проверяли, поэтому их «прогулка» заняла так много времени. Весь процесс прошел гладко, и их операции были очень точными и успешными», — сказал Чжан Ваньсинь из Китайского центра исследований и подготовки астронавтов в интервью телеканалу CCTV.

Одной из задач в рамках внекорабельной деятельности было установить защитные экраны от космического мусора. Как пояснили в Китайской академии космических технологий (CAST), причиной стало недавнее столкновение обломков с модулем «Вэньтянь». В долгосрочной перспективе защитное покрытие должно уменьшить ущерб от ударов космического мусора. В апреле замдиректора CMSA Линь Сицян сообщал, что основной модуль станции «Тяньхэ» частично прекратил подачу электроэнергии после того, как космический мусор попал в силовые кабели одной из солнечных панелей.

Напомним, экипаж космического корабля «Шэньчжоу-18» из трех человек прибыл на китайскую орбитальную станцию «Тяньгун» 26 апреля. Они будут работать на станции около шести месяцев и вернутся на Землю в конце октября. В следующие несколько месяцев экипажу «Шэньчжоу-18» предстоит выполнить еще несколько выходов в открытый космос, чтобы установить полезную нагрузку за пределами космической станции. В рамках своей работы на станции им также нужно будет провести ряд научных экспериментов и технических испытаний, сообщает CMSA.

За все время китайские космонавты успешно совершили 16 выходов в открытый космос. Первый состоялся 27 сентября 2008 года, когда тайконавт Чжай Чжиган вышел за борт с космического корабля «Шэньчжоу-7» примерно на 15 минут. А вот рекорд по числу внекорабельной деятельности в течении одного полета принадлежит экипажу «Шэньчжоу-15», который вышел в открытый космос четыре раза.