Китайская орбитальная станция «Тяньгун» пострадала от космического мусора
На орбите

Китайская орбитальная станция «Тяньгун» пострадала от космического мусора

25 апреля 2024 года, 11:29

Китай усилит меры по борьбе с космическим мусором после того, как летающие в околоземном пространстве обломки врезались в солнечные панели национальной орбитальной станции «Тяньгун» и вызвали частичное отключение электроэнергии. Поломка была устранена во время двух выходов китайских космонавтов в открытый космос – в декабре 2023 года и в марте 2024-го.

Экипаж «Шэньчжоу-17», который сейчас завершает свою длительную экспедицию на китайской космической станции «Тяньгун», отремонтировал поврежденные космическим мусором солнечные панели основного модуля во время двух выходов в открытый космос, сообщили 24 апреля в Канцелярии программы пилотируемой космонавтики Китая (CMSA), передает государственное информагентство «Синьхуа».

Как пояснил заместитель директора CMSA Линь Сицян, основной модуль станции «Тяньхэ» частично прекратил подачу электроэнергии после того, как космический мусор попал в силовые кабели одной из солнечных панелей. Он отметил, что на «Тяньгуне» неоднократно выполнялись маневры, чтобы избежать таких ситуаций, а также подчеркнул, что агентство приняло превентивные меры, чтобы снизить подобную опасность в дальнейшем.

Представитель CMSA рассказал, что КНР стала точнее прогнозировать траектории полета космических аппаратов и мелких объектов, улучшила систему предупреждения и предотвращения столкновений, а также на 30% сократила число срабатываний ложной тревоги. Чтобы еще больше улучшить систему мониторинга околоземного пространства, в будущем Китай планирует использовать камеру высокой четкости, установленную на роботизированной «руке» космической станции. Она будет работать в качестве дополнения к ручным камерам космонавтов, которые они используют при работе в открытом космосе. Линь Сицян добавил, что Китай регулярно публикует параметры орбиты на официальном сайте CMSA и сотрудничает с мировыми космическими агентствами, обмениваясь ключевыми данными для обеспечения безопасности полетов.

Из других нововведений на «Тяньгуне» – запуск системы мониторинга и локализации утечек в модулях станции. Специалисты КНР также разработали новую аварийную систему, которая будет подавать сигнал в случае повышения давления на орбитальной станции. Отвечая на вопросы журналистов, Линь Сицян также упомянул, что агентство рассматривает возможность отправки на «Тяньгун» космических туристов и иностранных космонавтов в будущем.

Экипаж «Шэньчжоу-17» должен вернуться на Землю 30 апреля, завершив свою работу на орбите и передав командование следующим китайским космонавтам, которые сегодня отправятся на «Тяньгун» на корабле «Шэньчжоу-18». В CMSA рассказали, что новому экипажу во время будущего выхода в открытый космос предстоит установить усилители защиты от космического мусора для трубопроводов, кабелей и критически важного оборудования.

Количество космического мусора – фрагментов отработанных ступеней ракет, вышедших из строя космических аппаратов и прочих обломков, – неуклонно растет на орбите с каждым днем. По данным Североамериканского командования воздушно-космической обороны (NORAD), по состоянию на апрель 2024 года в околоземном пространстве насчитывается более 43 тысяч космических объектов, примерно половина из которых – это «отходы».

Китайские космонавты совершили успешный выход в открытый космос с орбитальной станции «Тяньгун» 2 марта. Для трех членов экипажа «Шэньчжоу-17» это была вторая внекорабельная деятельность. Работы «за бортом» заняли у них около восьми часов. Предыдущий выход в открытый космос по ремонту солнечных батарей был совершен в декабре 2023 года.