SpaceX обозначила дату четвертого полета Starship
Самая мощная космическая ракетная система в истории Starship/Super Heavy может отправиться в свой четвертый тестовый полет уже на следующей неделе, 5 июня. В компании SpaceX надеются, что к этому моменту получат разрешение на запуск от Федерального управления гражданской авиации США (FAA). Предстоящий старт, как и три предыдущих, будет осуществлен с космодрома Starbase в Южном Техасе.
Обновления по очередной попытке запуска космического корабля Starship с ускорителем Super Heavy были представлены 24 мая. В ходе четвертых летных испытаний, получивших обозначение IFT-4 и намеченных на 5 июня, SpaceX попробует мягко приземлить (приводнить) обе ступени ракетной системы. При этом проводить какие-либо испытания в космосе, например, открытие двери отсека для полезной нагрузки или перекачку топлива, не планируется. Корабль и ускоритель полетят по аналогичным траекториям, как и во время третьей попытки, которая состоялась 14 марта.
«Четвертое летное испытание переключает наше внимание с выхода на орбиту на демонстрацию способности возвращать и повторно использовать Starship и Super Heavy. Основными целями будут выполнение посадки и мягкое приводнение в Мексиканском заливе ракеты-носителя Super Heavy, а также достижение контролируемого захода на посадку Starship», — подчеркнули в компании.
После третьего запуска Starship, который прошел не до конца успешно, SpaceX выполнила несколько модификаций матчасти и программного обеспечения ракетно-космической системы. Одно из изменений связано со специальной промежуточной секцией между ускорителем и кораблем, которая предназначена для «горячего» разделения двух ступеней — в компании хотят сбрасывать этот адаптер, чтобы уменьшить массу Super Heavy на заключительном этапе полета.
При «горячем» разделении маршевые двигатели Starship должны запуститься до окончания работы двигателей ускорителя и отделения Super Heavy: их выхлопные газы истекают из сопел через прорези адаптере, разгоняя корабль и тормозя ускоритель. Такой способ позволяет избежать проблем с запуском мощных маршевых двигателей в невесомости, возникающих при «холодном» разделении ступеней.
Говоря о проблемах, которые выявились во время IFT-3, в SpaceX указали, что Starship начал терять управляемость и стал медленно кувыркаться через несколько минут после выключения маршевых двигателей во время движения по суборбитальной траектории. В результате автоматика Starship не стала повторно запускать двигатели, как планировалось изначально. «Потеря контроля положения в пространстве привела к нештатному входу в атмосферу, при этом на корабле наблюдался гораздо больший, чем ожидалось, нагрев как защищенных, так и незащищенных зон», — добавили в SpaceX. При этом на Земле перестали получать телеметрию аппарата на высоте 65 километров.
Специалисты компании считают, что проблема с системой ориентации была вызвана засорением клапанов в двигателях, используемых для управления креном. Чтобы избежать этой ситуации во время следующего полета, SpaceX добавит больше управляющих двигателей для резервирования и модифицирует двигатели для повышения устойчивости клапанов к засорению.
Некоторые изменения будут внесены и в ускоритель Super Heavy. Хотя после разделения ступеней и при выполнении маневра торможения для возвращения (boostback burn) ракете удалось запустить 13 двигателей Raptor, шесть из них начали отключаться вскоре после включения. При этом только два из 13 двигателей включились в момент выдачи окончательного тормозного импульса, когда SpaceX попыталась мягко приводнить ускоритель в Мексиканском заливе. Контакт с Super Heavy был потерян на высоте около 462 метров. Причиной отказа двигателей стало засорение фильтров, через которые поступает жидкий кислород. Как следствие, прекратилась подача окислителя в двигатели.
Отмечается, что SpaceX уже сталкивалась с такой проблемой при предыдущих запусках Starship и внесла изменения в конструкцию двигателя. «Super Heavy для четвертого и дальнейших полетов получат дополнительное оборудование внутри кислородных баков для улучшения возможностей фильтрации компонента», — заявили в SpaceX, сообщив также о каких-то «дополнительных изменениях в матчасти и программном обеспечении» для повышения надежности повторного запуска двигателей Raptor в полете.
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что самой большой технической сложностью для инженеров SpaceX по-прежнему остается теплозащитный экран, подробнее об этой проблеме читайте в нашей статье. Хотя, конечно, проблема не в экране, а как всегда, в комплексе.
По мере приближения очередного запуска Starship специалисты проводят огневые испытания двигателей Raptor, но не все из них завершаются успешно. Так, в частности, один из тестов прошел 23 мая на вертикальном испытательном стенде SpaceX в МакГрегоре. Испытание началось в 16:12 по местному времени, спустя 14 секунд после зажигания дым рассеялся, но внезапно в нижней части площадки, где пламя выходит из сопла двигателя, начался пожар, и произошел взрыв. Затем пары топлива спровоцировали вторичный взрыв уже на самом стенде.