Первый старт ракеты-носителя Ariane 6 пройдет в начале июля
Первый пуск новой европейской ракеты-носителя Ariane 6 ожидается раньше, чем в первые две недели июля с космодрома во Французской Гвиане, сообщили в Европейском космическом агентстве (ЕКА). До этого старт планировали провести в один из дней с 15 июня по 31 июля.
Ранее агентство сообщало, что старт собираются провести в промежутке между серединой июня и концом июля, но теперь эти сроки сократили. Более конкретную дату запуска обещали назвать на Международной аэрокосмической выставке ILA в Берлине, которая пройдет 5-9 июня.
ЕКА ранее сообщило о завершении квалификационных испытаний ракеты-носителя Ariane 6. Инженеры также приступили к ее сборке, соединив два твердотопливных ракетных ускорителя с центральным блоком. Полезную нагрузку разместят перед «генеральной репетицией» старта, запланированной на 18 июня.
Гендиректор ЕКА Йозеф Ашбахер в апреле назвал первый запуск Ariane 6 «крупным событием года» для Европы в космической сфере. Успешный старт помог бы смягчить кризис запусков, который ранее вынудил агентство обратиться к американской SpaceX для выведения на орбиту своих космических аппаратов. При этом, Ашбахер отмечал, что существует вероятность примерно 47%, что при первом старте выявится какая-либо неисправность и полет завершится неудачей. Это небезосновательно: несмотря на то, что первые полеты предшественниц Ariane 1, Ariane 3 и Ariane 4 прошли успешно, во время дебютных запусков Ariane 2 (31 мая 1986 года) и Ariane 5 (4 июня 1996 года) произошли аварии.
Ariane 6 придет на смену выведенной из эксплуатации в июле 2023 года ракете-носителю Ariane 5. Она позволит обеспечить независимый доступ Западной Европы в космос, прежде всего — на геостационарную орбиту. При этом, по стоимости пуска у нее нет никаких преимуществ перед остальными западными средствами выведения того же класса. Во время первого запуска ракета-носитель будет оснащена габаритно-массовым макетом полезной нагрузки, а также 16 дополнительными полезными нагрузками – малыми спутниками формата «кубсат».
У новой ракеты, в зависимости от модификации, могут быть два или четыре стартовых твердотопливных ускорителя P120 производства итальянской компании Avio, которые также используются в качестве первой ступени ракеты-носителя Vega C. Первая ступень оснащена кислородно-водородным двигателем Vulcain 2.1 — модернизированным вариантом Vulcain 2, который стоял на Ariane 5 и хорошо себя зарекомендовал. На второй ступени Ariane 6 будет установлен новейший кислородно-водородный двигатель Vinci, обладающий возможностью повторного запуска в полете. Этот двигатель, значительно расширяющий возможности европейского носителя, еще ни разу не летал.
Двухступенчатая европейская ракета-носитель Ariane 6 будет доступна в двух версиях, в зависимости от требуемой грузоподъемности. Первая — Ariane 62 — условно «легкая» версия с двумя твердотопливными ускорителями. Она будет использоваться для вывода до двух «небольших» спутников (главным образом, государственного и научного назначения) и сможет выводить полезную нагрузку массой около 4500 кг на геопереходную орбиту или 10 300 кг на низкую околоземную орбиту. Вторая, условно «тяжелая» версия — Ariane 64 — оснащена четырьмя ускорителями и сможет выводить более крупные космические аппараты (в основном, коммерческие спутники). Она способна доставить полезную нагрузку массой до 11 500 кг на геопереходную и 20 600 кг на низкую околоземную орбиту.