Астрофизики выявили странную особенность магнитного поля Земли
Наука

Астрофизики выявили странную особенность магнитного поля Земли

21 мая 2024 года, 13:36

Американские ученые обнаружили необычное явление в магнитном «хвосте» Земли – удлиненной части магнитосферы планеты. Используя данные космических аппаратов NASA MMS, исследователи изучили природу суббурь – колебаний в хвосте магнитосферы, которые часто вызывают полярные сияния.

Магнитосфера Земли своей формой напоминает пулю. У нее есть магнитный хвост, который образуется под действием давления солнечного ветра на магнитосферу планеты, и может распространяться на большие расстояния. Так, магнитный хвост Земли простирается по крайней мере на 200 земных радиусов в направлении против Солнца и выходит за пределы орбиты Луны примерно на 60 земных радиусов. Именно в нем чаще всего происходят магнитные бури.

В последние годы ученые обнаружили в хвосте магнитосферы некую странность. Они наблюдали в нем все признаки магнитной бури при том, что на самом деле никакого «шторма» не было. Разгадкой этой тайны занимаются специалисты NASA в рамках проекта MMS (Magnetospheric Multiscale Mission).

MMS состоит из четырех спутников, которые были запущены на околоземную орбиту в 2015 году. Они изучают магнитопаузу Земли - границу между магнитосферой планеты и окружающей плазмой. Мощные потоки заряженных частиц вызывают сильную ионизацию атмосферы, из-за чего происходят полярные сияния. Ученые называют эти процессы суббурями. В 2017 году аппараты MMS обнаружили характерные признаки суббури, хотя в реальности ее не было. Обычно такой процесс должен сопровождаться сильными электрическими зарядами и колебаниями магнитного поля, но спутники не обнаружили ни того, ни другого.

«Мы не рассматривали движение силовых линий магнитного поля в глобальном масштабе, поэтому вполне возможно, что эта необычная суббуря была локальным явлением, которое MMS довелось наблюдать. Если нет, то это может изменить наше понимание взаимосвязи между процессами в хвосте магнитосферы и суббурями», - пояснил Энди Маршалл из Юго-Западного исследовательского института в Техасе.

В течение следующего года MMS продолжит наблюдать за магнитосферой Земли, в то время как ученые проведут моделирование магнитного поля, чтобы понять, почему оно ведет себя таким странным образом и какую роль в суббурях играют процессы в магнитном хвосте.