На МКС развернули российскую экспериментальную конструкцию с памятью формы
На орбите

На МКС развернули российскую экспериментальную конструкцию с памятью формы

15 мая 2024 года, 09:29

Российские космонавты Олег Кононенко и Николай Чуб успешно выполнили научный эксперимент «Перспектива-КМ» на борту Международной космической станции. Он предполагал раскрытие трансформируемой конструкции из полимерных материалов с эффектом памяти формы — в будущем такую технологию могут задействовать при создании, например, солнечных батарей или радиолокаторов. Необходимое для эксперимента оборудование было установлено космонавтами еще в апреле, во время выхода в открытый космос, после чего работа продолжилась уже внутри орбитального комплекса.

Эксперимент осуществлялся в российском сегменте МКС с внешней стороны модуля «Поиск». Как объяснил Олег Кононенко, основной целью «Перспективы-КМ» было развернуть и фиксировать форму конструкции, изготовленной из слоистых полимерных материалов. Обе эти задачи были успешно выполнены российскими космонавтами 14 мая. «Часть команд была выдана Центром управления полетами с Земли. Одна из моих основных задач состояла в фото- и видеофиксации разворачивания конструкций», — поделился Кононенко.

В рамках научного эксперимента специалисты будут дистанционно наблюдать за тем, как поведут себя материалы и элементы конструкции в космическом полете. Как уточнили в Роскосмосе, это оборудование состоит из трубчатых элементов и шарниров, а в основе материала, из которого его изготовили, лежат углеродная ткань и полимерная матрица. У последней при нагреве есть эффект памяти формы.

Конструкцию для эксперимента «Перспектива-КМ» доставили на МКС в феврале 2024 года с помощью грузового корабля «Прогресс МС-26». Во время выхода в открытый космос 25 апреля Кононенко и Чуб установили ее на «Поиске», а затем — уже на борту станции — собрали электрическую схему эксперимента. Результаты этой операции планируется задействовать при создании новых материалов и трансформируемых конструкций больших габаритов — например, солнечных батарей или радиолокаторов.

Помимо «Перспективы-КМ», российские космонавты на МКС активно работают и над другими экспериментами. Так, в частности, 13 мая были выполнены «Кварц-М» и «Пилот-Т»: первый эксперимент направлен на защиту внешних поверхностей отечественных модулей станции от коррозии (космонавты определили механизмы и зоны ее распространения, чтобы разработать соответствующие рекомендации), а второй — на изучение надежности профессиональной работы космонавта при длительном пребывании в космосе.

Также они установили защиту на гибкие воздуховоды в модуле «Заря» и подготовились к отбытию грузовика «Прогресс МС-25» от МКС, запланированному на 28 мая. Помимо Кононенко и Чуба, в выполнении экспериментов участвовал и космонавт Роскосмоса Александр Гребенкин. Все трое являются участниками 71-й длительной экспедиции. В скором времени к станции отправится грузовой корабль «Прогресс МС-27» — его полет намечен на 30 мая.