Горячее многих звезд: найдена «огненная» планета, которая плавится изнутри
Наука

Горячее многих звезд: найдена «огненная» планета, которая плавится изнутри

14 мая 2024 года, 13:20

Астрономы с помощью телескопа TESS обнаружили уникальную планету, получившую название TOI-6713.01. Она светится огненно-красным цветом, предположительно, из-за извержения десятков или даже сотен вулканов на ее поверхности. Исследователи ранее не видели ничего подобного и намерены продолжать наблюдения необычной находки.

Планета TOI-6713.01 расположена в звездной системе HD 104067 примерно в 66 световых годах от Земли. Скалистая планета размером немного больше Земли совершает оборот каждые 2,2 дня вокруг звезды возрастом 5 млрд лет. Однако, в отличие от нашей планеты, она имеет больше общего с Ио – ближайшим каменистым спутником Юпитера и самым вулканически активным телом в Солнечной системе.

Наблюдения с помощью телескопа NASA для поиска экзопланет TESS показывают, что поверхность TOI-6713.01 покрыта расплавленной лавой из сотен вулканов, извергающихся на ее поверхности. Из-за этого на планете невероятно жарко: температура там превышает 2300 градусов Цельсия – выше, чем у некоторых звезд.

«Это планета земного типа, которую я бы назвал "Ио на стероидах". На ней постоянно происходят извержения вулканов и на оптических длинах волн ее видно как светящуюся, раскаленную планету с поверхностью из расплавленной лавы», – рассказал руководитель исследования Стивен Кейн из Калифорнийского университета в Риверсайде.

Астрономы отмечают, что соседние планеты, которые вращаются вокруг звезды на более дальнем расстоянии, под действием силы тяжести изменили форму орбиты раскаленного небесного тела – теперь она не круглая, а скорее овальная. Из-за этого TOI-6713.01 постоянно гравитационно притягивается к двум своим «соседям» и своей звезде. Этот эффект астрономы называют «приливной энергией». На Земле приливы в основном являются результатом притяжения Луны. На «огненной планете» этот же эффект вызывает мощное внутреннее трение и нагревание поверхности, что и вызывает извержение вулканов (фактически планета плавится изнутри).

В дальнейших исследованиях ученые планируют измерить массу открытой планеты и узнать ее плотность. Это позволило бы определить, сколько магмы извергают вулканы на поверхность.

Телескоп TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite) работает на высокоэллиптической околоземной орбите с апреля 2018 года и не так давно отметил шестилетие с момента запуска. Его основная задача – искать планеты за пределами Солнечной системы. По состоянию на май 2024 года TESS идентифицировал 7147 кандидатов в экзопланеты, из которых 440 подтверждены. В апреле космическая обсерватория столкнулась с техническими неполадками и несколько раз подряд отключалась, прерывая научную работу. Однако в начале мая специалистам удалось устранить поломку и телескоп вновь вернулся к наблюдениям.