Провал Boeing в пилотируемой космонавтике объяснили неэффективностью компании
Технологии

Провал Boeing в пилотируемой космонавтике объяснили неэффективностью компании

7 мая 2024 года, 11:36

Попытка Boeing взять верх над SpaceX в области пилотируемой космонавтики стала следствием ее структурной неэффективности, полагают наблюдатели. Несмотря на большую финансовую поддержку со стороны NASA, корпорация пока не смогла осуществить первый пилотируемый полет корабля Starliner. Между тем количество кораблей серии Crew Dragon, отправленных SpaceX на орбиту, уже достигло 14. Почему Boeing отстала от своего конкурента и что ее ждет в будущем — рассказали в издании ArsTechnica.

Мимолетный триумф

Примерно 10 лет назад руководство NASA, занимающееся полетами человека в космос, провело совещание в штаб-квартире агентства в Вашингтоне, округ Колумбия. На нем обсуждался вопрос о создании нового космического корабля, который должен был заменить выведенные из эксплуатации американские «Шаттлы» и использоваться для доставки астронавтов на МКС. Бесспорным фаворитом среди американских компаний, которые могли бы заняться разработкой такого средства и рассчитывать на многомиллиардный контракт от NASA, была Boeing. Однако некоторые эксперты предлагали сделать выбор в пользу другого кандидата — SpaceX.

В конечном итоге, Boeing получила $4,2 млрд на разработку корабля, а компания Илона Маска — $2,6 млрд. Хотя победа корпорации не была безоговорочной (она рассчитывала на весь объем финансирования), довольно весомая разница в предоставленных средствах вселила в Boeing уверенность в том, что она сможет легко опередить своего визави в борьбе за полеты к МКС. Однако, как пишет обозреватель Ars Technica Эрик Бергер, «чувство триумфа оказалось мимолетным»: Boeing решительно проиграла «гонку коммерческих экипажей», в то время как SpaceX, напротив, преуспела в этом направлении благодаря своим пилотируемым кораблям Crew Dragon.

Первый запуск кораблей этой серии (сегодня в парке SpaceX представлены четыре корабля серии Crew Dragon — Endeavour, Resilience, Endurance и Freedom) состоялся почти четыре года назад, и с того времени было совершено еще 13 полетов на орбиту. Между тем Starliner от Boeing пока не доставил на МКС ни одного экипажа. Почему же Boeing так сильно отстала от SpaceX?

Работа в непривычных условиях

Одной из причин, по мнению Бергера, стало, как ни парадоксально, «финансовое давление», с которым корпорация столкнулась практически с самого начала работы над проектом. Дело в том, что Boeing никогда не получала крупных контрактов с фиксированной ценой и привыкла работать по схеме «затраты плюс» — в этом случае перерасход средств и задержки по срокам ложились на плечи заказчика - в данном случае NASA, а не самой компании. Однако в случае со Starliner ситуация была иной: теперь каждый лишний цент, потраченный на корабль, означал меньшую прибыль, либо же, что еще хуже, убытки.

Помимо финансовых проблем, создание космического транспортного средства сопровождалось техническими трудностями. В первую очередь речь идет о программном обеспечении полета, ошибка в котором и стала причиной первого неудачного пуска Starliner. Стартовав в декабре 2019 года, корабль вышел на нерасчетную орбиту, перерасходовал топливо и вернулся на Землю спустя два дня, так и не достигнув МКС.

Как объяснили в издании, проблема была в том, что у компании не было единой команды по разработке ПО — обязанности были распределены между сотрудниками Космического центра имени Кеннеди во Флориде и предприятия Boeing в Хьюстоне. Первая команда занималась поддержанием работоспособности Starliner во время наземных испытаний и обратного отсчета перед взлетом, а вторая — в момент взлета аппарата.

«Однако ни одна из команд не доверяла друг другу. Когда наземная команда разработчиков ПО посещала своих коллег в Техасе, и наоборот, взаимодействие было ограниченным. В итоге обе команды работали в основном изолированно, не делясь друг с другом своей работой. Команда разработчиков ПО из Флориды пришла к выводу, что техасская команда, работавшая над ПО для полетов, отстала [от графика], но не захотела это признавать», — пишет Ars Technica, отмечая, что в Boeing отрицали наличие каких-либо разногласий.

Множество подрядчиков

Однако разработка ПО — не единственный аспект, в котором пробуксовывала Boeing. Еще одним вызовом для компании стало создание двигателя для Starliner. В отличие от SpaceX, которая разработала двигатели для Dragon своими силами, корпорация обратилась к Aerojet Rocketdyne, у которой, в свою очередь, было множество собственных субподрядчиков. Это осложняло процесс взаимодействия между двумя партнерами и приводило к задержкам в разработке корабля.

«Одним из больших различий между новыми космическими компаниями, такими как SpaceX, и традиционными космическими компаниями является вертикальная интеграция. Если все работает хорошо, разработка и создание собственной технологии происходит быстрее, дешевле и гораздо эффективнее», — рассуждает Бергер.

После неудачи в 2019 году Boeing пришлось пойти на крайне дорогостоящий шаг — отправить Starliner во второй полет без экипажа. Запуск состоялся в мае 2022 года: тогда кораблю удалось достичь МКС и вернуться на Землю. И вот, спустя почти два года, компания рассчитывает, что Starliner сможет, наконец, осуществить пилотируемый полет. Впрочем, Бергер полагает, что даже если запуск 11 мая пройдет успешно, космическое подразделение Boeing в ближайшие годы может быть поглощено более молодыми компаниями, которые хотя и будут предлагать меньше, но зато смогут действовать более оперативно.