За пределами Млечного Пути обнаружили первый магнетар
Большой взрыв

За пределами Млечного Пути обнаружили первый магнетар

25 апреля 2024 года, 09:29

Трудно найти звезду более редкую, чем магнетар. Эти обладатели мощнейших магнитных полей во Вселенной давали о себе знать лишь трижды за всю историю земной астрономии, и всегда волна порожденного ими излучения приходила из Млечного Пути. Но не в этот раз: то, что сначала походило на «обыкновенный» гамма-всплеск, оказалось импульсом магнетара, добравшимся до нас из другой галактики.

Первым, кто засек вспышку, был гамма-телескоп Integral. Всего через 13 секунд после ее обнаружения предупредительный сигнал был разослан астрономам по всему миру. Но когда всего несколько часов спустя на ее предполагаемый источник был направлен рентгеновский телескоп XMM-Newton, он обнаружил пустоту — вспышка пропала.

Единственное, что удалось установить ученым, это то, что сильнейший импульс излучения пришел из находящейся от нас неподалеку яркой спиральной галактики М82, также известной, как Сигара. Но «отсутствие результата — это тоже результат», решили астрономы, и принялись за расчеты.

Дело в том, что, если бы они имели дело с обыкновенным гамма-всплеском — к примеру, от столкновения нейтронных звезд — его послесвечение непременно удалось бы засечь в рентгеновском диапазоне, а, возможно, еще и уловить порожденные в момент столкновения гравитационные волны. Но после того, как XMM-Newton увидел только раскаленный газ и звезды, детекторы LIGO, VIRGO и KAGRA ничего не зафиксировали, а сам источник «пропал», у ученых осталось не так-то много версий для расследования.

Астрономы предприняли еще одну попытку найти источник всплеска — с помощью целого ряда оптических телескопов. Их снова ждала неудача, но стало ясно, что единственным правдоподобным объяснением подобного катаклизма является вспышка магнетара. То, что еще ни разу за всю историю не удавалось открыть в другой галактике.

Ученые сразу же отметили то, насколько им повезло — ведь чтобы обнаружить невероятно мощную (способную ионизировать атмосферу Земли даже за десятки тысяч световых лет), но очень короткую вспышку, телескоп должен был по счастливой случайности быть заранее направленным именно в ту точку неба, откуда она придет.

Таким образом, четвертый раз в истории наблюдений земляне «поймали» поток энергии от магнетара и впервые доказали существование этих экзотических нейтронных звезд за пределами Млечного Пути. А то, насколько большую роль играет в астрономии скорость реакции и оперативность работы команд телескопов, показали российские ученые, которые первыми засекли в рентгеновском диапазоне сверхновую SN2024GGI.