Участники годового эксперимента CHAPEA провели на «марсианской» базе 300 дней
Проекты

Участники годового эксперимента CHAPEA провели на «марсианской» базе 300 дней

24 апреля 2024 года, 10:40

Четверо участников годового эксперимента NASA под названием CHAPEA 20 апреля отметили 300-й день нахождения в изоляции. Экипаж живет в замкнутом пространстве – «капсуле», которая имитирует условия марсианской базы. За это время они несколько раз выходили на «поверхность» Красной планеты, проводили исследования и даже выращивали собственные продукты.

На протяжении 300 дней в наземном центре, участники эксперимента неоднократно совершали имитированные «выходы на поверхность Марса». Кроме того, они выращивали и собирали «марсианский» урожай – несколько сортов салата, томаты и перец, тем самым время от времени пополняя собственные запасы продовольствия. Экипаж также самостоятельно поддерживал работоспособность оборудования и своей закрытой среды обитания.

Четыре добровольца начали годовой изоляционный эксперимент CHAPEA в Космическом центре НАСА имени Джонсона в Хьюстоне 25 июня 2023 года и должны завершить его 6 июля 2024 года. Участники исследования живут в распечатанной на 3D-принтере «капсуле» Mars Dune Alpha площадью 158 кв. м, имитирующей марсианскую базу. В их распоряжении – кухня, жилые помещения, рабочие зоны, две ванные комнаты и комната с песком площадью 111 кв. м, имитирующая поверхность Красной планеты. Специалисты NASA постарались максимально приблизить условия их содержания к тем, с которыми столкнутся будущие покорители Марса. Из основных сложностей – ограниченность ресурсов и задержка связи.

Это первый из трех планируемых экспериментов по имитации жизни на Марсе, которые NASA собирается провести до 2026 года. Главная цель исследования – оценить состояние здоровья и работоспособность человека в суровых условиях Красной планеты. В феврале агентство объявило о наборе добровольцев для участия во втором годовом эксперименте CHAPEA, который должен стартовать весной 2025 года. Условия будут те же: четыре участника и закрытое помещение в Хьюстоне.

В заявлении NASA говорится, что в качестве кандидатов будут рассматривать «здоровых, целеустремленных» граждан США или постоянных жителей страны в возрасте от 30 до 55 лет, некурящих и свободно владеющих английским языком. Кроме того, у потенциальных «членов экипажа» должна быть степень магистра в одной из областей, таких как инженерия, математика, биологические, физические или компьютерные науки. Рассмотрят также кандидатов, которые в течение двух лет готовились к поступлению в докторантуру по естественным или техническим наукам, инженерии и математике, либо получили медицинскую степень.

Подобное исследование также проводится в России Институтом медико-биологических проблем (ИМБП) РАН при участии Роскосмоса. Так, годовой изоляционный эксперимент SIRIUS-23, имитирующий полет на Луну, стартовал 14 ноября 2023 года. В нем участвуют шестеро добровольцев, которые в течение 365 дней будут находиться в замкнутом пространстве в Наземном экспериментальном комплексе (НЭК) в Москве. Предыдущий подобный эксперимент – SIRIUS-21 – завершился в 2022 году. Во время него экипаж провел в изоляции 240 дней. Ранее в ИМБП РАН поделились первыми результатами после пяти месяцев текущего исследования. Специалисты выяснили, с чем связано снижение иммунитета у космонавтов во время полета.