«Вояджер-1» впервые за пять месяцев прислал на Землю читаемые данные
Технологии

«Вояджер-1» впервые за пять месяцев прислал на Землю читаемые данные

23 апреля 2024 года, 11:56

Космический аппарат «Вояджер-1» впервые с ноября прислал на Землю разборчивый набор данных о своем состоянии и работоспособности. Инженерам Лаборатории реактивного движения (JPL) удалось решить техническую проблему, с которой столкнулся зонд, работающий в космическом пространстве уже более 46 лет. Они внесли изменения в программный код и получили первые положительные результаты. Теперь в космическом агентстве надеются возобновить его научную работу.

В ноябре 2023 года «Вояджер-1» стал отправлять на Землю неразборчивый поток информации. При этом он продолжал работать в штатном режиме. В марте текущего года инженеры NASA установили причину сбоя – он был связан с одним из трех бортовых компьютеров зонда. Речь идет о системе FDS, которая отвечает за шифрование (упаковку) научной информации и данных о работе систем перед их отправкой на Землю.

Выяснилось, что не работает чип, который отвечает за хранение данных в FDS, включая часть программного кода компьютера. Из-за сбоя научные и инженерные данные стали кодироваться неправильно, и в NASA не могли их расшифровать. Дистанционно починить чип было невозможно, поэтому технические специалисты решили переместить поврежденный код из памяти FDS в другое место. Но и тут возникла проблема, поскольку в бортовой системе не было свободного места, чтобы поместился весь необходимый фрагмент. Тогда код пришлось разделить на части и поместить в разные разделы в памяти компьютера.

Начать решили с кода, отвечающего за шифровку технических данных «Вояджера-1». 18 апреля специалисты NASA переместили его в другое место в памяти FDS. Спустя около 45 часов (поскольку сигналу нужно около 22,5 часа, чтобы достичь аппарата, и еще столько же, чтобы вернуться обратно), 20 апреля, они получили отклик от космического аппарата. План сработал: зонд впервые за пять месяцев прислал разборчивые данные, которые позволили проверить его статус и работоспособность.

Но на этом работа не заканчивается – в ближайшие недели инженеры будут работать над тем, чтобы восстановить остальные части кода в FDS и переместить их в другие части системы. Ожидается, что это позволит аппарату вновь передавать научные данные. Тем временем его «близнец» – «Вояджер-2» – продолжает работать в штатном режиме, отмечают в NASA.

Запущенные в 1977 году два космических аппарата «Вояджер» – единственные зонды, которые когда-либо летали в межзвездном пространстве. Помимо этого, их полет – самый дальний и продолжительный в истории. Изначально их целью было «путешествие» к Юпитеру и Сатурну. «Вояджер-1» – первый космический аппарат, который сделал детальные снимки спутников этих планет. «Вояджер-2» также исследовал Уран и Нептун и в 1989 году стал единственным аппаратом, который изучил все четыре внешние планеты.

Ранее «Вояджер-2» стал вторым в списке самых удаленных объектов от Земли, созданных человеческими руками. Сейчас он находится на расстоянии около 20,4 млрд км от нашей планеты – дальше, чем американский зонд «Пионер-10», который перестал выходить на связь с 2003 года. На первом месте – «Вояджер-1», который находится в 24,3 млрд км от Земли.