Китайский стартап испытал прототип ступени многоразовой ракеты Nebula-1
Китайская частная компания Deep Blue Aerospace провела успешные огневые испытания прототипа ступени многоразовой ракеты «Туманность-1». В ближайшее время ожидаются еще несколько этапов тестирования «хоппера» перед дебютным орбитальным полетом носителя, запланированным до конца текущего года.
Стендовые огневые испытания прототипа первой ступени многоразовой ракеты-носителя «Туманность-1», (в СМИ часто упоминается как Nebula-1) проводились на полигоне компании в Цзинане в 400 км к югу от Пекина. Аппарат оснащен тремя кислородно-керосиновыми двигателями «Гром-R1» (в СМИ упоминается как Thunder-1), его диаметр составляет 3,35 м. Тесты были признаны успешными, в ходе них двигательная установка отработала в штатном режиме, сообщили на сайте Deep Blue Aerospace.
В ближайшие месяцы компания проведет тесты прототипа с девятью двигателями, а позже – «прыжковые» испытания на взлет и посадку. Ступень должна будет подняться на высоту до 10 км, после чего попытается совершить мягкую ракето-динамическую посадку. Если испытание пройдет успешно, то Deep Blue Aerospace попробует провести уже орбитальный запуск – в конце текущего года. Он также будет включать демонстрацию возможности многоразового использования ступени ракеты – она должна будет благополучно вернуться на Землю.
Deep Blue Aerospace занимается разработкой жидкостной многоразовой ракеты-носителя легкого класса «Туманность-1» и ее более тяжелой версии – «Туманность-1Н». В июле 2021 года компания успешно провела первое в Китае испытание маломасштабного демонстратора с вертикальным взлетом и вертикальной посадкой (VTVL). В октябре того же года Deep Blue Aerospace провела такой же тест, во время которого ракете удалось подняться на высоту 100 метров.
Спустя полгода, в мае 2022 года, компания провела «подлет» на высоту 1000 метров и ракетодинамическую посадку демонстратора, повторив опыт американского аппарата Hopper компании SpaceX Илона Маска. В июне и сентябре 2022 года китайская компания дважды испытала 20-тонный двигатель на жидком кислороде и керосине «Гром-R1». Двигатель отличается возможностью регулирования тяги в диапазоне 30-110% от номинала.
Согласно данным с сайта Deep Blue Aerospace, «Туманность-1» будет диаметром 3,8 м, высота ее обтекателя составит 4 м. Она будет способна вывести на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 км до одной тонны полезной нагрузки. Во время запусков будет использоваться технология мягкой посадки и повторного использования первой ступени ракеты, а также параллельной работы нескольких двигателей, поясняют в компании.
Ранее в Китае прошли успешные огневые испытания 130-тонного двигателя на жидком кислороде и керосине для многоразовых государственных ракет-носителей. Всего было проведено 30 прожигов, во время которых двигатель проработал в общей сложности 3900 секунд. Это рекордные показатели для тестов маршевых двигателей китайских жидкостных ракет.