«Спутникс» успешно испытала спутниковые приемники для отслеживания морских судов
На орбите

12 апреля 2024 года, 10:42

Российская частная космическая компания «Спутникс» провела первые летные испытания приемников автоматизированной информационной системы (АИС) на спутниках собственного производства, которые отправились на околоземную орбиту в феврале. Устройства позволяют получать сигналы от морских судов для отслеживания их перемещений в мировом океане.

Разработанный компанией приемник АИС, установленный на спутниках, получает сигналы с морских судов. Причем он способен улавливать их как на стандартных частотах (161,975 МГц и 162,025 МГц), так и на специально выделенных для сигналов дальнего действия (155,975 МГц и 156,025 МГц). Переключение между частотами происходит мгновенно, сделать это можно как по команде от специалистов с Земли, так и благодаря установленной заранее циклограмме.

«Во время летных испытаний АИС-приемник хорошо себя показал в действии на всех запущенных аппаратах. Каждый принимает около сотни сообщений в минуту или более нескольких тысяч сообщений в сутки», — рассказал генеральный директор «Спутникс» Владислав Иваненко. По его словам, одна из отличительных особенностей приемника — его потребление электроэнергии крайне низкое, а значит, он может непрерывно работать даже на кубсатах формата 3U без ущерба для энергетики спутника. В рамках летных испытаний проводились тестовые включения приемников на пять суток и более, и сейчас все АИС-спутники работают на орбите в штатном режиме, подчеркнули в пресс-службе «Спутникс».

Комплекс оборудования включает в себя платы и раскладываемую штыревую антенну, которая способна принимать АИС-сигналы. Приемник прошел летные испытания на 16 космических аппаратах SITRO-AIS, созданных «Спутниксом» для расширения орбитальной группировки Sitronics Group. Спутники были выведены на орбиту 29 февраля с помощью ракеты-носителя «Союз-2.1б». Все они — формата «трехъюнитовый (3U) кубсат» размерами 10×10×30 см. Их задача — отслеживать движение морских судов.

«Спутникс» — один из ведущих российских разработчиков малых спутников, входит в Sitronics Group. В 2023 году компания создала и отправила на орбиту 20 космических аппаратов, а в ходе серийного производства в течение года было построено более 100 спутников различного назначения.

Как сообщал член совета директоров Sitronics Group Алексей Катков в комментарии Pro Космос, предприятие планирует расширить производство спутников в текущем году. Речь идет как о космических аппаратах формата «кубсат», так и малых аппаратов на основе новой спутниковой платформы «Паллада» — конструктивного модуля, предназначенного для создания аппаратов различного назначения массой до 300 кг.