Астрономы впервые увидели рождение коричневого карлика
Большой взрыв

Астрономы впервые увидели рождение коричневого карлика

9 апреля 2024 года, 09:07

Самым загадочным в коричневых карликах — «перепланетах» и «недозвездах» — для астрономов были обстоятельства их зарождения. Что заставляет материю принимать такую странную, промежуточную форму? Недавно ученые наконец получили возможность установить это не с помощью теоретических изысканий, а на практике — впервые пронаблюдав коричневый карлик, еще не вышедший до конца из стадии формирования. Оказалось, что эти тела имеют гораздо больше общего со звездами.

Коричневые карлики (они же — бурые) занимают промежуточное положение между планетами-гигантами и звездами. Их гравитации достаточно, чтобы запустить внутри процесс термоядерного синтеза, но слишком мало, чтобы поддерживать его долгое время — по мере исчерпания водорода эти тела гаснут и остывают. Но как выглядит их генезис? Напоминает ли он зарождение звезд, формирование планет или вообще является особым процессом?

Международная группа исследователей во главе с доктором Басмой Риаз серьезно подтолкнула науку к ответу на данный вопрос. Используя субмиллиметровый радиотелескоп ALMA, она избрала своей целью чрезвычайно юный бурый карлик Ser-emb 16.

При ближайшем рассмотрении молодость карлика оказалась зашкаливающей — он буквально находится в процессе формирования. И вокруг него астрономы с удивлением обнаружили странные, невероятно вытянутые структуры — тянущиеся от искомого объекта на фантастические 2-3 тысячи астрономических единиц (для сравнения, расстояние от Солнца до Плутона — в среднем около 40 а. е.).

Детально изучив эти структуры, ученые пришли к выводу, что они, скорее всего, возникли в хаотической области звездообразования — как результат множества происходящих там столкновений. Для звезд они играют роль «пуповины», снабжая молодые светила необходимым материалом из их окружения. И к бурым карликам это, по всей видимости, относится тоже.

«Гравитационное падение и асимметричное увеличение массы, о чем свидетельствуют эти наблюдения, предполагают, что коричневые карлики могут формироваться с помощью механизмов, аналогичных механизмам полноценных звезд», — объяснил один из соавторов исследования, профессор Масахиро Мачида из Университета Кюсю.

Таким образом, представление о том, что бурые карлики формируются в ходе какого-то экзотического процесса, не похожего ни на звездный, ни на планетарный, получило довольно мощный удар. По всей видимости, их действительно можно назвать «звездами, которым не повезло».

Причем «невезение» это касается всего существования коричневых карликов. Недавнее исследование с помощью телескопа «Хаббл» показало, что каждый из этих странных объектов так или иначе обречен стареть в одиночестве, даже если в момент рождения имел пару. Дрейф по галактике в течение миллиардов лет, окончательное угасание и превращение в одинокие «черные карлики» — вот, что ожидает этих необычных обитателей Вселенной.