Отмена запуска «Союза МС-25»: что известно и как перенос повлиял на экипаж
Мнения

Отмена запуска «Союза МС-25»: что известно и как перенос повлиял на экипаж

25 марта 2024 года, 09:40
Columnist photo
Михаил КотовНаучный журналист

21 марта 2024 года на космодроме Байконур во время подготовки к старту ракеты носителя «Союз-2.1а» с космическим кораблем «Союз МС-25» произошла автоматическая отмена пуска. Причиной стала просадка напряжения химического источника тока. Экипажу пришлось покинуть корабль, а ракету начали готовить к старту на резервную дату 23 марта 2024 года. Часто ли случаются подобные события и как перенос запуска повлиял на полет экипажа?

Немного истории

В советской и российской космонавтике ситуации, когда запуск отменялся буквально за несколько минут до старта, очень редки. На ум приходит первый запуск с космодрома «Восточный», в апреле 2016 года. Предполагалось, что 27 апреля с новейшего российского космодрома в присутствии президента России будет произведен первый запуск: ракета «Союз-2.1а» должна была вывести на орбиту космические аппараты «Ломоносов», «Аист-2Д» и SamSat-218 («СамСат-218»). Автоматика отменила его за полторы минуты до старта, и пришлось переносить на резервную дату 28 апреля, когда он и был удачно выполнен без проблем и технических происшествий.

Как впоследствии стало известно, запуск с Восточного был отменен из-за «недостатков работы одного из кабелей». О причинах первым рассказал тогдашний руководитель «Роскосмоса» Игорь Комаров: «Вчера была автоматическая отмена автоматики наземной системы управления. Она прервала программу полета на короткий срок. Проблема в том, что по одному из параметров не прошло подтверждение нормальной работы систем. Мы убедились, что системы работают нормально. По всей видимости, недостаток работы одного из кабелей, были заменены кабели».

Но это непилотируемый запуск, к их переносам в отрасли относятся гораздо проще. С пилотируемыми такая ситуация раньше не происходила. Можно лишь вспомнить буквально пару случаев, когда пуск уже заправленной ракеты-носителя передвигали на резервный день. Но это не отмена запуска, когда экипаж находится в корабле.

Лучше до, чем после

В чем минус подобной ситуации? Во-первых, конечно же хочется, чтобы запуски происходили, как по нотам. Увы, но реальность такова, что время от времени какие-то проблемы и отказы все равно будут. Это техника и люди, по-другому, просто не получится. Поэтому всегда лучше предупредить потенциально аварийную ситуацию, нежели пытаться разбираться с ее последствиями – повреждениями стартового стола или в худшем случае неудачным стартом ракеты-носителя. Автоматика для того и существует, чтобы предупреждать аварии.

Естественно, что для космонавтов такая ситуация не совсем приятна. После нескольких часов подготовки и ожидания, приходится выбираться из корабля, возвращаться, готовиться заново. Все это дополнительный стресс и нагрузки даже для самых подготовленных профессионалов.

Кроме этого, изменение даты старта практически всегда приводит к изменению баллистических условий запуска. Изменяется фазовый угол, а значит приходится с привычной уже сверхкороткой схемы, переходить на классическую двухсуточную. Это снова дополнительная нагрузка на космонавтов и необходимость быстро перестраиваться. С другой стороны, это часть работы, а безопасность все равно важнее. Экипаж корабля понимает это больше других.

На той стороне

Но если для российской космонавтики как переносы стартов из-за погоды, так и автоматическая отмена старта, вещи достаточно редкие, то, к примеру, для американской SpaceX, это в порядке вещей. Задержки и переносы по причине погоды для американской космонавтики — это вообще норма. 

Что же касается пилотируемых запусков, то вот один из последних примеров — запуск Crew-6 к МКС в феврале 2023 года. Во время трансляции запуска 27 февраля примерно за 5 минут ведущие упомянули о проблеме со смесью для системы зажигания двигателей примерно за пять минут до ожидаемого времени старта (ее загрузка согласно циклограмме запуска начинается за 9 минут 45 секунд до старта, за 3 минуты 40 секунд начинается автоматическая подготовка системы зажигания, а за 3 секунды - само зажигание). Специалисты компании не смогли решить техническую проблему, прямо во время подготовки и в результате, за 2 минуты 12 секунд до запуска стартовый таймер был остановлен после команды — «HOLD! HOLD! HOLD!».

Как впоследствии сообщила NASA: «Возникла проблема с наземной инфраструктурой, не позволяющая подтвердить данные о полной загрузке смеси для зажигания двигателей первой ступени Falcon 9». В результате запуск пилотируемого космического корабля Crew Dragon с экипажем в котором был российский космонавт Андрей Федяев пришлось отложить до 2 марта 2023 года.

Вместо послесловия

Что по итогу? Произошедшее на космодроме Байконур с космическим кораблем «Союз МС-25» редкое, но совсем не уникальное происшествие. И уж тем более в этом нет ничего ужасного, как это подавалось в некоторых блогах. Да, ситуация неприятная и требует дополнительных проверок и работ, чтобы исключить подобное в дальнейшем. С другой стороны, важнее всего, что потенциально опасную ситуацию удалось предупредить