Корабль «Союз МС-25» с первой белорусской космонавткой причалил к МКС
На орбите

Корабль «Союз МС-25» с первой белорусской космонавткой причалил к МКС

25 марта 2024 года, 15:20

Запущенный в субботу, 23 марта, пилотируемый космический корабль «Союз МС-25» завершил свой двухдневный полет и причалил к Международной космической станции. Он доставил на орбиту международный экипаж в составе российского космонавта Олега Новицкого, первой женщины-космонавта из Белоруссии Марины Василевской и астронавта NASA Трейси Дайсон.

Запуск «Союза МС-25» изначально должен был состоятся 21 марта, но за 20 секунд до старта сработала автоматика, не давшая запустить двигатели. Следующие сутки прошли в интенсивной работе специальной государственной комиссии, которая в итоге вынесла заключение о полной безопасности будущего полета: причиной отмены стала просадка напряжения.

Старт корабля с космодрома Байконур состоялся спустя два дня, в 15:37 по московскому времени. Все системы, как и ожидалось, сработали штатно, а уже спустя десять минут Марина Василевская стала первой гражданкой Белоруссии, достигшей околоземной орбиты.

Правда, из-за переноса даты сверхбыстрый двухвитковый полет к МКС — за 3,5 часа — стал невозможным. Так что корабль полетел по двухсуточной схеме: стыковка с модулем «Причал» российского сегмента состоялась в 18:10 мск.

Помимо космонавтов и астронавта, на борту «Союза МС-25» также находится четвертый «член экипажа» — щенок Шарик из советского мультфильма «Котенок по имени Гав», подаренный капитану Новицкому его дочерью. Мягкая игрушка не просто «согревает» космонавтов в двухдневном полете, но и выполняет роль индикатора невесомости — именно по ней космонавты определили момент, когда работа двигателей ракеты была завершена.

Для Новицкого этот полет на МКС станет четвертым и самым коротким в космической карьере: на станции он пробудет всего 12 дней. Затем вместе с Мариной Василевской и коллегой из НАСА Лорал О’Харой они взойдут на борт «Союза МС-24» и отправятся обратно на Землю. Что же касается Дайсон, то она проработает до сентября, после чего вернется вместе с космонавтами Роскосмоса Олегом Кононенко и Николаем Чубом.

За 12 дней Марина Василевская должна будет успеть выполнить программу из пяти крупных научных исследований и двух «факультативов» в области медицины, биологии и физиологии. Кроме того, участница экспедиции проведет высокоточную спектральную видеофотосъемку поверхности Земли.

В соответствии с указом, подписанным президентом Белоруссии Александром Лукашенко несколько дней назад, звание космонавта получит не только Марина Василевская, но и ее дублер — Анастасия Ленкова. Не исключено, что уже в ближайшем будущем она станет второй гражданкой Белоруссии на Международной космической станции.