Запуск пилотируемого корабля «Союз МС-25» с Байконура к МКС отменен
Запуски

Запуск пилотируемого корабля «Союз МС-25» с Байконура к МКС отменен

21 марта 2024 года, 13:44

На космодроме Байконур отменили пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с пилотируемым кораблем «Союз МС-25». Как заявил глава Роскосмоса Юрий Борисов, причиной стала просадка напряжения химического источника тока. Корабль должен был доставить к Международной космической станции экипаж в составе космонавта Роскосмоса Олега Новицкого, представительницы Белоруссии Марины Василевской и астронавта NASA Трейси Дайсон. Вторая попытка запуска планируется через двое суток — в субботу, 23 марта.

Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» планировалось осуществить 21 марта в 16:21 по московскому времени с 31-й площадки космодрома Байконур, однако буквально за 4-5 минут до старта его отменили. «Внимание на стартовом комплексе. Прошла автоматическая отмена пуска. Привести агрегаты стартового комплекса в исходное состояние. Подготовиться к стоянке 24 часа», — говорилось в прямой трансляции.

Ракета должна была вывести пилотируемый корабль «Союз МС-25» на опорную орбиту примерно через девять минут после старта. После этого аппарат продолжил бы подъем за счет собственных двигателей — его полет должен был пройти по сверхбыстрой двухвитковой схеме сближения и занять всего 3 часа 19 минут. Стыковка корабля к узловому модулю «Причал» российского сегмента МКС ожидалась в 19:40 по Москве.

Теперь пуск перенесен на 23 марта и, как ожидается, состоится в 15:36. По словам Борисова, с экипажем все в порядке: сейчас он эвакуируется из корабля, после чего стартовый комплекс будет возвращен в исходное положение. Государственная комиссия должна провести детальный анализ причин отмены процедуры старта. «Причина выявлена, мы только что на заседании государственной комиссии выявили, что причина была в просадке напряжения химического источника тока», — заявил глава Роскосмоса.

На борту «Союза МС-25» находились космонавт Олег Новицкий, участница космического полета из Белоруссии Марина Василевская и астронавт NASA Трейси Дайсон. Они входят в экипаж 21-й экспедиции посещения. Дублером Василевской является ее соотечественница Анастасия Ленкова, а Новицкого и Дайсон — космонавт Иван Вагнер и астронавт NASA Дональд Петтит (самый старший из действующих американских астронавтов).

Планировалось, что Новицкий и Василевская проведут на орбите 12 суток и вернутся домой 2 апреля на корабле «Союз МС-24» вместе с астронавтом NASA Лорал О’Харой. Между тем Трейси Дайсон будет работать в космосе 186 суток, а на Землю ее доставит корабль «Союз МС-25» вместе с россиянами Олегом Кононенко и Николаем Чубом 23 сентября.

Астронавт NASA Дайсон вошла в состав экипажа по соглашению о перекрестных полетах между РФ и США. Оно было заключено между NASA и Роскосмосом в июле 2022 года и предполагает доставку российских космонавтов на американских Crew Dragon, а американских астронавтов — на отечественных кораблях «Союз МС». В случае отмены или существенной задержки запуска корабля из РФ или США это позволяет обеспечить присутствие на борту МКС как минимум одного космонавта Роскосмоса и одного астронавта NASA для обслуживания российского и американского сегментов станции, соответственно. Данный полет станет третьим на российском корабле «Союз МС» в рамках программы перекрестных полетов.

Для Новицкого это был бы четвертый космический полет в карьере, а для Дайсон — третий. Между тем Василевская отправилась бы в космос впервые, что делает ее первой белоруской-космонавтом. На орбите ей нужно выполнить научную программу из пяти исследований и двух общественных работ в области медицины, биологии, физиологии и дистанционного зондирования Земли. Так, в частности, Василевская проведет спектральную видеофотосъемку поверхности планеты, а также эксперименты «Лактоферрин» и «Ураган».