Работает 28 тысяч часов: в МАИ создали двигатель для малых спутников
Технологии

Работает 28 тысяч часов: в МАИ создали двигатель для малых спутников

19 марта 2024 года, 11:16

Российские ученые разработали высокочастотный ионный двигатель для низкоорбитальных малых спутников. Он будет работать на ксеноне или криптоне и сможет продлить срок работы спутников до трех лет. Разработка устойчива к эрозии и обладает достаточной тягой, чтобы парировать сопротивление набегающего потока атмосферных газов.

Специалисты Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики Московского авиационного института (МАИ) разработали высокочастотный ионный двигатель с электродами из углерод-углеродного композиционного материала.

«Это наиболее подходящий тип двигателя для низкоорбитальных малых космических аппаратов. Спутники малых орбит в диапазоне от 250 до 300 километров являются очень перспективными для космической отрасли. Работа на таких высотах значительно упрощает космические задачи, включая навигацию, дистанционное зондирование Земли и связь», — рассказали в пресс-службе вуза.

На низких орбитах остатки атмосферы тормозят космический аппарат, в результате чего он довольно быстро снижается. Срок активного существования низкоорбитальных спутников колеблется от нескольких дней до нескольких месяцев. Увеличить срок работы могут двигатели. Современные жидкостные ракетные двигатели способны продлить его до года, однако в таком случае масса целевой аппаратуры на борту спутника будет стремиться к нулю.

Установка МАИ решает эту проблему. «Расчетное время ее работы составляет 28 тысяч часов - более трех лет - при этом она обладает достаточной тягой, чтобы парировать сопротивление набегающего потока атмосферных газов», — рассказали в вузе. Предполагается, что двигатель будет работать на ксеноне или криптоне. В качестве материала электродов инженеры выбрали углерод-углеродный композит, благодаря чему удалось добиться устойчивости двигателя к эрозии.