Первая частная японская ракета взорвалась сразу после старта
После пяти отсрочек утром 13 марта с частного японского космодрома Кии была запущена четырехступенчатая легкая ракета-носитель KAIROS компании Space One. Пуск закончился взрывом спустя считанные секунды после старта. Впрочем, вряд ли это поставит крест на проекте первого частного сверхлегкого космического носителя в Японии. Позиционируемая как исключительно коммерческая ракета, KAIROS, скорее всего, разрабатывается в интересах японских военных.
Подъем ракеты-носителя был слишком быстрым даже для твердотопливной ракеты. Через несколько секунд после старта в переходнике между первой и второй ступенью произошел взрыв. Ракета, не долетев до береговой линии, разрушилась в воздухе.
Обломки рухнули в окрестностях стартовой площадки, в том числе на инфраструктуру космодрома. На земле начался интенсивный пожар – горело топливо упавших ступеней. По заверениям организаторов пуска в море обломки не попали, что важно, поскольку вокруг частного космодрома находится один из лучших в Японии курортов.
Первый в Японии частный космодром и его обитатели
В южной части Кии – самого большого полуострова на острове Хонсю в Японии – в 140 километрах южнее Осаки расположен частный центр спутниковых запусков «Кии». Идею построить специальную стартовую площадку, не зависящую от графика пусков с принадлежащих государству японских космодромов, предложила токийская венчурная фирма, основанная в 2017 году как NGSRDP (New Generation Small Rocket Development Planning) компаниями Canon Electronics, IHI Aerospace, Shimizu и государственным Банком развития Японии. В самом деле, пуски из Танегасимы и Утиноуры жестко завязаны на сезоны рыбной ловли и планируются на годы вперед.
В 2018 году фирма поменяла название на Space One (не путать с китайской компанией OneSpace) и заявила, что намерена «создавать легкие ракеты и летать чаще, чем это делает Японское агентство аэрокосмических исследований JAXA, чтобы к концу десятилетия выйти на международный рынок, выполняя 20 пусков в год». С 2022 года крупнейшим инвестором стала Mitsubishi UFJ Financial Group (MUFG).
При том, что получение разрешения на пуск и интеграция полезной нагрузки у большинства космических провайдеров занимают месяцы, Space One предполагала за счет применения новейших технологий и методов подготовки сжать этот срок до четырех дней, чтобы «обеспечить самое короткое в мире время отклика между контрактом и запуском». Такой ритм имеет решающее значение для снижения затрат на запуск (в Японии цена последнего традиционно высока, что препятствует развитию частного сектора в области малых спутников).
В качестве частного космодрома (точнее, центра запуска легких ракет-носителей) выбрали участок местности площадью 15 гектаров на побережье внутреннего Японского моря у посёлка в уезде Хигасимуро префектуры Вакаяма. Инвесторы похвалили площадку (возить стройматериалы удобно, азимут пуска на юг и восток идеален) и вместо с муниципальными властями разрешили построить космодром… недалеко от ближайшего пляжа, который посещают два миллиона туристов в год. Законченный объект, включающий корпус для сборки ракет, стартовый стол с газоотводным каналом и башней обслуживания, центр управления и складские помещения, представили гостям и инвесторам в декабре 2021 года. Предполагалось, что благодаря великолепным окрестностям космодром станет туристической достопримечательностью.
В качестве средства выведения предлагалась «продвинутая ракетная система KAIROS с мгновенной готовностью, базирующаяся на космодроме Кии» (Kii-based Advanced & Instant Rocket System). Аббревиатура звучит как имя древнегреческого бога удачи, позднее ставшее символом счастливого момента, удачного стечения обстоятельств.
Ракета-носитель в составе трех твердотопливных ступеней и жидкостного блока довыведения имеет высоту 18 метров, диаметр 1,5 метра и стартовую массу 23 тонны. Она способна поднять 250 килограммов на низкую околоземную орбиту высотой 500 километров с наклонением 33 градуса или доставить 150 килограммов на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 километров с наклонением 97 градусов.
KAIROS примерно втрое компактнее основной японской ракеты-носителя H3 Эксперты сравнивают новую ракету с легкими носителями начала космической эры, такими как американский Scout (17 тонн) и Lambda 4S (9 тонн), с помощью которой в феврале 1970 года был запущен первый японский спутник Ohsumi. Жидкостный Electron от компании Rocket Lab сопоставим по размерам и возможностям, но весит меньше (12.5 тонн).
Твердотопливные двигатели произвела компания IHI Aerospace, ранее создавшая пороховики для ракеты Epsilon, эксплуатируемой JAXA. Корпуса двигателей – мотанные из полимеров, армированных углеродным волокном для облегчения. Все ступени оснащены системами управления вектором тяги.
Огневые стендовые испытания двигателей состоялись в начале 2022 года, но готовность носителя затянулась из-за проблем с поставками и авионикой. Последняя изначально разрабатывалась Canon Electronics, а затем была передана на аутсорсинг. Цену систем снизили путем использования неспециализированных комплектующих, в том числе автомобильных, а также технологий, полученных на основе разработок Canon для массового производства компонентов.
Полезная нагрузка для первого пуска – «прототип малого спутника быстрого реагирования» TUGSE (Tenshi Uchiage Gata Shou Eisei) – принадлежит Разведывательному и исследовательскому управлению при кабинете министров Японии CSICE (Cabinet Intelligence and Research Office). Это агентство, также известное под названием «Найтё» – японский аналог американского Национального разведывательного управления США, NRO (National Reconnaissance Office) – собирает и анализирует спутниковые снимки и другие данные в целях национальной безопасности и мониторинга кризисов.
Подробности о полезной нагрузке засекречены «соглашением о конфиденциальности». Предположительно полезная нагрузка - это аппарат массой 100 килограммов с оптико-электронной системой метрового разрешения. В случае возникновения угрожающей ситуации много таких спутников можно быстро запустить для замены крупногабаритного разведывательного «комбайна» типа IGS, при этом KAIROS может нести один-два основных аппарата или кластер из нескольких кубсатов.
Повысить конкурентоспособность Японии на рынке запусков или помочь военным?
Поскольку спрос на малые спутники растет во всем мире, Space One надеялась, что KAIROS привлечет внимание к коммерческому космосу в Японии, где космические исследования пока что идут под патронажем правительственных организаций, а также повысит международную конкурентоспособность японских частных космических разработок.
Западные наблюдатели отмечают неясность экономического обоснования проекта: неизвестно, кто клиенты, зафрахтовавшие, по утверждению Space One, «три пуска и способные обеспечить темп в 20 пусков в год». Сведения о компании в интернете крайне скудны, а ее присутствие в социальных сетях – околонулевое. И при этом Space One продвигают свой малый носитель на самый высококонкурентный и малоприбыльный сектор рынка запусков, на котором уже присутствуют такие игроки, как американские RocketLab, Firefly Space и несколько китайских и индийских компаний.
Можно предполагать, что, поскольку первой нагрузкой был японский военный спутник, ракету ждет судьба американских носителей Pegasus, Taurus или Minotaur компании Orbital Sciences Corporation (ныне – подразделение Northrop Grumman Innovation Systems), работающих почти исключительно на правительство и военных. Проблема в том, что в отличие от США, в Японии никогда не существовало военных спутников «быстрого запуска». Если такие потребности появились, они не обязательно являются признаком того, что в стране возникла нужда в специальном микроносителе. И к чему новое довольно сложное средство выведения на 250 килограмм, когда компании, специализирующиеся на запуске малых спутников, постепенно форсируют свои ракеты, делая их все более и более мощными?
Все это плюс слабое внимание СМИ заставляет думать, что, несмотря на вывеску «частного космического провайдера», Space One нацелена не на тот рынок, где уже присутствуют Falcon 9, Electron, PSLV и другие носители. Возможно, KAIROS нужен японскому правительству исключительно для военных программ.