Что известно о третьем запуске Starship: дата, задачи и новая траектория полета
Запуски

Что известно о третьем запуске Starship: дата, задачи и новая траектория полета

7 марта 2024 года, 09:48

Буквально пару дней назад в Starbase прошла репетиция по заправке топливом самой мощной космической ракетной системы в истории Starship/Super Heavy, которая в настоящее время готовится к своему третьему испытательному полету. Теперь же на канале SpaceX появился анонс официальной трансляции будущего запуска, которая должна начаться ровно через неделю, 14 марта. Впрочем, дата пока предварительная, ведь компания еще не получила лицензию на полет. Тем не менее с технической точки зрения все готово, и в SpaceX уже раскрывают детали предстоящего пуска.

Когда состоится старт

Накануне в SpaceX сообщили, что третье летное испытание Starship, получившее обозначение IFT-3, может состояться в следующий четверг, 14 марта, после получения одобрения регулирующих органов. Причем на официальном канале компании в соцсети Х уже даже появилась скрытая ссылка на трансляцию — согласно текущим данным, она начнется в 14:30 по московскому времени, за 30 минут до запуска. Исходя из этого, сам старт ракеты должен состояться в 15:00 мск.

Такая дата согласуется с предыдущими заявлениями Илона Маска, который ранее подчеркивал, что третий полет Starship будет проведен на второй неделе марта. Тогда эксперты предположили, что SpaceX хочет осуществить пуск до 8 марта, но, судя по всему, речь все-таки шла о следующей неделе. Кроме того, в прошлом месяце представители Федерального управления гражданской авиации США (FAA) выразили ожидание, что обновленная лицензия на запуск будет готова вовремя, чтобы поддержать старт в середине марта.

О том, что американский регулятор «очень близок к одобрению изменения лицензии для третьей попытки запуска Starship», заявил и журналист газеты The Washington Post Кристиан Давенпорт, который освещает деятельность NASA и космическую индустрию в целом. Однако стоит заметить, что перед вторым полетом системы Starship/Super Heavy FAA не могло выдать разрешение на протяжении нескольких месяцев, несмотря на то, что корабль вместе с ускорителем уже стояли на стартовой площадке.

Причиной стали бюрократические проволочки: управление отказывалось выдавать лицензию на полет, пока не будет проведена проверка безопасности Starship. В конечном итоге, она была завершена к ноябрю 2023 года, в то время как сам полет состоялся лишь 18 ноября. Похожая ситуация была и с первым запуском Starship: компании Илона Маска выдали лицензию c 1 марта по 1 сентября, но ракета была запущена только 20 апреля. Поэтому недавно объявленные SpaceX дату и время полета IFT-3 стоит воспринимать как предварительные, поскольку, как показывает практика, все еще может поменяться.

Главные задачи третьего полета

Тем не менее, как заверили в SpaceX, с технической точки зрения к третьему испытанию Starship все готово. Во многом IFT-3 будет направлен на развитие того, что специалисты компании узнали из предыдущих запусков системы. «Вторые летные испытания системы Starship достигли ряда важных результатов и предоставили бесценные данные для продолжения разработки Starship. Каждое из этих летных испытаний по-прежнему остается именно испытанием. Они происходят не в лабораторных условиях или на испытательном стенде, а в реальных условиях полета, чтобы максимизировать полученные от тестов данные», — подчеркнули в компании.

Но в то же время Starship предстоит решить ряд амбициозных задач. Во-первых, полет будет проходить по новой траектории. В соответствии с планами первых двух стартов, корабль должен был выполнить один виток вокруг Земли и совершить управляемое приводнение в Тихом океане в районе Гавайских островов примерно через 90 минут после пуска (эта задача не была достигнута ни в ходе первого, ни в ходе второго полета). Теперь же приводнение Starship планируется в Индийском океане, причем почти через 65 минут после старта. «Такая траектория позволяет нам опробовать зажигание двигателя в космосе, при этом максимально повышая безопасность полета», — объяснили в SpaceX.

Еще одной задачей, добавленной к предстоящему старту, станет повторный запуск двигателя Raptor в космосе, а также успешное включение двигателей и корабля Starship, и ускорителя Super Heavy после расстыковки.

Взлет системы Starship/Super Heavy осуществляется 33 двигателями Raptor, которые сжигают тонны жидкого кислорода и жидкого метана, чтобы вывести корабль на околоземную орбиту. Корабль Starship оснащен шестью двигателями Raptor, три из которых работают в атмосфере, а оставшиеся три — способны работать в космосе.

Среди других задач — открытие и закрытие дверцы полезной нагрузки корабля (ее хотят использовать для спутников Starlink нового поколения) и контролируемый вход Starship в атмосферу.

Помимо этого, SpaceX подтвердила, что проведет демонстрацию перекачки топлива прямо во время полета из одного бака внутри Starship в другой. Этот тест, поддержанный премией NASA за демонстрацию технологии Tipping Point, является шагом к реализации экспедиции Artemis III, в которой будет задействована лунная посадочная версия Starship — Starship HLS. Планируется, что она будет заправляться на окололунной орбите несколькими танкерами, также созданными на базе Starship. Задача «Лунного Старшипа» — доставить двух астронавтов (которые перейдут на его борт с корабля «Орион») на поверхность Луны в районе Южного полюса. Кроме того, он будет служить им жилищем и лабораторией для проведения научных исследований.

О первых двух попытках

Первый полет корабля Starship с ускорителем Super Heavy прошел 20 апреля 2023 года: несмотря на то, что ракете удалось оторваться от стартового стола и подняться на высоту 39 километров, на третьей минуте полета она потеряла устойчивость и была подорвана в воздухе. SpaceX потратила полгода на исправление недостатков и внесла более тысячи изменений в ракетную систему и инфраструктуру.

Второй старт Starship состоялся 18 ноября 2023 года. В отличие от первой попытки, система продемонстрировала успешное разделение ступеней, но ракете-носителю не удалось выполнить маневр возврата к точке запуска. В зоне двигателей начался пожар и пошло разрушение конструкции, в результате чего система автоматического уничтожения взорвала носитель. Та же участь постигла и Starship, который поднялся на высоту 148 км, но на девятой минуте полета был взорван автоматикой. Между двумя тестовыми полетами прошло 211 дней.  

Ранее на частном космодроме Starbase в Техасе состоялась репетиция запуска Starship/Super Heavy. В прототипы корабля (Starship S28) и ракеты-носителя (Super Heavy B10) было загружено более 5000 тонн топливных компонентов, а затем проведен предстартовый отсчет до отметки Т-10 секунд.