На Западе удивились внезапному «пробуждению» первого разведспутника КНДР
На орбите

На Западе удивились внезапному «пробуждению» первого разведспутника КНДР

5 марта 2024 года, 10:56

Первый разведывательный спутник Северной Кореи «Маллигён-1» продолжает работать на солнечно-синхронной орбите, следует из данных Объединенного центра космических операций CSpOC, где военные Соединенных Штатов и их союзников отслеживают объекты и действия в космосе. В конце февраля он скорректировал свою траекторию, что удивило западных экспертов, которые считали, что Пхеньян потерял управление над аппаратом.

Больше трех месяцев назад — 21 ноября 2023 года  Северная Корея запустила свой первый военный разведывательный спутник «Маллигён-1» на солнечно-синхронную орбиту с помощью ракеты-носителя «Чхоллима-1», стартовавшей с космодрома Сохэ. Через несколько дней после пуска власти страны заявили, что спутник работает в штатном режиме и делает снимки важных военных и политических объектов в Южной Корее, США и других странах. В частности, Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) сообщило, что лидер КНР Ким Чен Ын уже 22 ноября ознакомился со снимками острова Гуам — крупнейшей американской стратегической военной базы в Тихом океане — сделанными спутником. Однако никаких снимков не было опубликовано. 

Как и в случае с двумя его «гражданскими» предшественниками «Кванмёнсон 3-2» и «Кванмёнсон-4», западные эксперты предположили, что спутник, хоть и успешно достиг орбиты, на самом деле оказался нерабочим. На пресс-конференции 26 февраля министр обороны Южной Кореи Шин Вон Сик утверждал, что аппарат «не проявляет никаких признаков выполнения задач или участия в разведывательной деятельности».

Однако, согласно данным CSpOC, в феврале «Маллигён-1» подавал некоторые «признаки жизни». В период с 19 по 24 февраля он выполнил пять  небольших последовательных маневров по изменению высоты орбиты — по одному в день. Это позволило увеличить перигей (самую низкую точку его эллиптической орбиты) на 9 км — с 488 до 497 км. В процессе аппарат также изменил форму орбиты, уменьшив эксцентриситет до половины прежнего значения.

Это первый случай, когда северокорейский спутник продемонстрировал способность совершать орбитальные маневры. Изменение орбиты показывает, что спутник действительно находится в рабочем состоянии, хотя и неизвестно, действительно ли камера на борту делает снимки поверхности Земли. «Маневр доказывает, что "Маллигён-1" не мертв, и что Северная Корея управляет спутником, что ранее оспаривалось», — подчеркнул независимый аналитик, астроном Марко Лангбрук, лектор по космической ситуационной осведомленности в Технологическом университете Делфта в Нидерландах.

Кроме того, можно сделать вывод, что КНДР теперь способна увеличивать время нахождения своих спутников на орбите, периодически поднимая последнюю. Аппараты «Кванмёнсон 3-2» и «Кванмёнсон-4» пробыли на орбите 12 и 8 лет соответственно (хотя нет никаких сообщений о том, что они летали все это время в работоспособном состоянии): они постепенно снижались и в итоге сгорели в верхних слоях атмосферы Земли в 2023 году. Поскольку «Маллигён-1» может корректировать свою орбиту, он способен работать до тех пор, пока у него не закончится топливо (хотя называть срок службы в годах преждевременно).

Ранее Северная Корея анонсировала запуск еще трех разведывательных спутников в 2024 году. До этого страна дважды пыталась запустить разведывательный спутник — в мае и августе, однако обе попытки завершились неудачно из-за аварий ракеты-носителя. Все попытки объявлялись северокорейской стороной, хотя и с разной степенью детальности. В рамках предшествующих проектов с августа 1998 года Северная Корея осуществила еще пять орбитальных запусков (с полигонов Тонхэ и Сохэ с помощью ракет-носителей «Пэктусан-1», «Ынха-2», «Ынха-3» и «Чхоллима-1»), два из которых (12 декабря 2012 года и 7 февраля 2016 года) были успешными.