На Европе вырабатывается неожиданно мало кислорода
Наука

На Европе вырабатывается неожиданно мало кислорода

5 марта 2024 года, 10:59

С помощью данных, собранных зондом «Юнона», планетологи подсчитали, сколько кислорода вырабатывает один из крупнейших спутников Юпитера — Европа. Оказалось, что объема достаточно для того, чтобы миллион человек на его поверхности мог нормально дышать. Но, как ни парадоксально, это все равно слишком мало, и сейчас ученые выясняют причину.

Количество вырабатываемого Европой кислорода оценивалось уже не раз, но лишь сейчас пришло время для по-настоящему точного исследования. Специально для этого «Юнона» оборудована прибором под названием JADE (Jovian Auroral Distributions Experiment), который замеряет объем другой составной части воды — водорода, испаряемого с поверхности этой ледяной луны.

Расчеты показали, что количество вновь появляющегося на поверхности карликовой планеты кислорода составляет около 12 килограммов в секунду, то есть около 1037 тонн каждые 24 часа. Этого вполне достаточно для того, чтобы миллион человек мог дышать на Европе в течение дня (если бы там была нормальная температура, атмосфера и радиационный фон).

Однако этот результат резко контрастирует с предыдущими оценками, которые давали на несколько порядков большие величины — до 1100 килограммов в секунду. Откуда взялся этот неожиданный дефицит? Ученые не исключают, что дело в подводном океане, который «захватывает» часть кислорода, превращая его в источник метаболической энергии.

Не исключено (хотя вероятность этого снижают другие исследования), что растворенный в ледяной воде кислород может стать одним из факторов, обуславливающих гипотетическое появление на Европе жизни. Тем более, что благодаря своей орбите она находится прямо посреди радиационных поясов Юпитера и подвергается агрессивным бомбардировкам ионизированными частицами.

Фотография Европы, сделанная "Юноной"
Фотография Европы, сделанная "Юноной"

«Когда эти ионизированные частицы попадают на Европу, они молекула за молекулой разрушают водяной лед на поверхности с образованием водорода и кислорода. Таким образом, весь ледяной покров непрерывно разрушается волнами заряженных частиц, омывающих его», — пояснил доктор Джейми Салай из Принстонского университета.

В настоящий момент данные, предоставленные «Юноной», наиболее точны. 29 сентября 2022 года она пролетела от Европы на расстоянии всего 353 км, во время чего и провела свои измерения выбросов кислорода и водорода.

Но окончательную точку в этом вопросе должен поставить новый исследовательский зонд Europa Clipper, когда он долетит до Юпитера. Он должен будет на новом уровне развития науки и технологий оценить пригодность спутников газового гиганта для жизни. Но, учитывая постоянные сдвиги графиков, вряд ли это случится до 2030 года.