Титан, скорее всего, не пригоден для жизни
Поиски отличной от земной жизни в Солнечной системе активно продолжаются и, возможно, когда-нибудь увенчаются успехом. Но пока ученых преследуют разочарования. Вот и на крупнейшем спутнике Сатурна — Титане жизни нет, да и условий для нее тоже. К такому выводу пришла астробиолог Кэтрин Нэш, которая вместе с группой коллег провела исследование этого ледяного мира.
Газовые гиганты с точки зрения поисков жизни априори бесперспективны, но вот их спутники — другое дело. Планетологи считают, что под поверхностью по крайней мере некоторых из них находятся холодные океаны, которые могут представлять из себя подходящую среду для зарождения микроорганизмов. Титан был среди таких перспективных в плане поисков жизни миров.
Его недра, согласно имеющимся прикидкам, могут содержать в 12 раз больше воды, чем океаны нашей планеты. Но для появления жизни, кроме воды — универсального растворителя — нужна органика, одним из основных путей получения которой являются столкновения с телами из космоса, такими как астероиды или кометы. Они нагревают поверхность, растапливают лёд, и потенциально могут «оживить» мёртвую многокилометровую толщу воды. Но эту теорию подвергла сомнению ком анда ученых во главе с астробиологом Кэтрин Нэш.
Рассчитав частоту столкновений Титана с другими космическими телами (прежде всего — с кометами), команда исследователей определила интенсивность, с которой поверхностная вода проникает сквозь «корку» спутника Сатурна в его богатые жидкостью недра. И оказалось, что масса органики, переносимой таким способом,крайне мала — не более 7500 кг глицина (простейшей аминокислоты) в год. Это немногим больше веса крупного самца африканского слона.
«Одного «слона» глицина в год океану, объём которого в 12 раз превышает объём всех океанов Земли, недостаточно для зарождения жизни. В прошлом ученые предполагали, что вода равняется жизнь, но они пренебрегали тем фактом, что для неё нужны и другие элементы, в частности углерод», — подчеркнула Нэш.
Впрочем, Нэш, являющаяся, помимо прочего, одним из участников проекта Dragonfly — в рамках которого в 2028 году должен состоятся запуск на Титан автоматического посадочного зонда — пытается сохранять сдержанный оптимизм. «Практически невозможно определить состав богатой органикой поверхности Титана, рассматривая её в телескоп. Нашему аппарату нужно совершить там посадку и взять пробы грунта с поверхности, чтобы точно определить его состав», — объясняет она.
На сегодняшний день это удалось экспедиции «Кассини-Гюйгенс»: в 2005 году роботизированный зонд благополучно сел на Тита, и изучил его поверхность — на тогдашнем уровне техники. Пока что это самая удалённая от Земли посадка, которую совершал космический аппарат. Будем надеяться, что Dragonfly сможет на новом уровне технологий изучить Титан и предоставить ученым новые данные о вероятности наличия жизни на спутниках газовых гигантов.