Орбитальный «заправщик» Northrop Grumman выбран для военных спутников США
Технологии

Орбитальный «заправщик» Northrop Grumman выбран для военных спутников США

30 января 2024 года, 13:09

Порт дозаправки PRM от компании Northrop Grumman станет стандартом для военных спутников США. Разработка способна передавать топливо спутникам на орбите, чтобы продлевать срок их эксплуатации. Единый стандарт будет применяться, в том числе, другими производителями космических аппаратов. Первые спутники, поддерживающие технологию, отправятся на орбиту в 2025 году. Американские космические силы также поддержат создание орбитального танкера-заправщика.

Инструмент для заправки спутников, разработанный Northrop Grumman, стал первым, выбранным в качестве предпочтительного стандарта для военных спутников США, сообщили в компании. Речь идет о модуле пассивной дозаправки PRM, который оснащен стыковочным механизмом, позволяющим аппарату-заправщику на орбите передавать топливо спутникам для продления срока их службы.

Командование Космических сил собирается сделать общедоступными технические характеристики модуля PRM для всей отрасли, чтобы другие производители смогли создавать на его основе похожие технологии. «Мы хотим, чтобы технология PRM распространялась. Стандарты важны для того, чтобы помочь расти всей экосистеме спутникового обслуживания», — приводит слова представителя компании Northrop Grumman Лорен Смит издание SpaceNews.

Финансирование разработки PRM предоставило Подразделение оборонных инноваций США. Правительственные и коммерческие спутники, оснащенные технологией, должны быть выведены на орбиту к 2025 году, сказала Смит. Она не уточнила, на каких именно военных спутниках будет установлен модуль, но сказала, что PRM будет на борту космического аппарата для обслуживания спутников Mission Robotic Vehicle (MRV) компании SpaceLogistics, запуск которого запланирован на 2025 год.

Дочерняя компания Northrop Grumman — SpaceLogistics — остается единственной коммерческой фирмой, которая успешно обслуживает спутники на геостационарной орбите, отмечает Смит. Ее аппараты дважды продемонстрировали стыковку со спутниками Intelsat на высоте около 35,50 тыс. км над Землей, чтобы дозаправить и продлить срок службы космических аппаратов.

Командование космических сил США, которое курирует программы космической логистики и обслуживания аппаратов на орбите, также поддержит разработку Northrop Grumman орбитального заправщика топливом, который сможет перевозить до 1000 кг гидразинового топлива и доставлять его спутникам по требованию. «Летающая заправочная станция», получившая название Geosynchronous Auxiliary Support Tanker (сокращенно GAS-T), будет построена на основе кольцеобразной платформы ESPAStar D весом почти 2000 кг

Заправщик ESPAStar-D будет иметь несколько портов, в одном из которых разместится полезная нагрузка для дозаправки, а остальные будут служить в качестве внешних топливных баков. Полезная нагрузка для дозаправки будет иметь так называемый активный модуль дозаправки (ARM). Уточняется, что ARM и PRM спроектированы так, чтобы работать вместе для стыковки и дозаправки. Разработка финансируется за счет средств Космических сил и внутренних инвестиций компании. Сроки ее запуска и развертывания на орбите пока не уточняются.

При этом в Northrop Grumman отмечают, что дозаправка геостационарных спутников на орбите сопряжена с большими техническими трудностями. Так, например, космический аппарат должен вращаться вокруг экватора с той же скоростью, с которой вращается Земля, чтобы оставаться в фиксированном положении относительно Земли. Он должен одновременно поравняться с космическим кораблем-заправщиком, который также вращается вокруг нашей планеты. В таком случае при геосинхронной дозаправке нет права на ошибку, поскольку малейшее столкновение может привести к образованию космического мусора, который будет представлять опасность для других геостационарных спутников.

Космические силы США рассматривают и другие технологии, которые могут пригодиться для военных спутников, включая технологию дозаправки RAFTI, разработанную стартапом Orbit Fab. Она предполагает быстрое присоединение для перекачки топлива. Другие компании, такие как Lockheed Martin и Astroscale, разрабатывают технологии для стыковки спутников к обслуживающим их космическим аппаратам. Смит подчеркивает, что заправка спутников требует совместной работы множества поставщиков и отраслевых партнеров, поскольку ни одна компания не может удовлетворить весь спектр потребностей.