США обеспокоены «головокружительным» прогрессом Китая в космосе
Мнения

США обеспокоены «головокружительным» прогрессом Китая в космосе

1 марта 2024 года, 10:49

Китай развивает свое присутствие в космосе «с головокружительной скоростью»: с 2018 года, количество его разведывательных спутников на орбите возросло более чем в три раза. Такими темпами к 2030-му Пекин может достичь мирового уровня во всех областях космических технологий, а спустя еще 15 лет — даже превзойти Штаты. Все это несет угрозу национальной безопасности США, заявил глава Космического командования американских ВВС генерал Стивен Уайтинг.

К такому выводу Уайтинг пришел в ходе слушаний в комитете Сената по делам вооруженных сил, которые состоялись 29 февраля. Он предупредил, что в ближайшие несколько лет США могут оказаться в уязвимом положении в плане защиты критически важных космических объектов от «потенциальной агрессии». По его мнению, главными угрозами, с которыми столкнутся власти в обозримом будущем, станут КНР и Россия, якобы активно разрабатывающие противоспутниковое оружие. Аналогичную позицию высказал и генерал Энтони Коттон, возглавляющий Стратегическое командование США.

Ключевой проблемой Пекина Уайтинг назвал растущее число разведывательных спутников. Так, по состоянию на январь 2024 года, группировка КНР насчитывала порядка 359 подобных систем — таким образом, с 2018 года ее присутствие на орбите увеличилось более чем в три раза. «КНР также значительно увеличила свои возможности по наблюдению, отслеживанию и нацеливанию на силы США и их союзников как на земле, так и на орбите. Проще говоря, КНР развивается в космосе с головокружительной скоростью», — обратил внимание Уайтинг.

Генерал добавил, что Китай представляет собой «наиболее масштабный и значительный вызов национальной безопасности США». По многим оценкам, к 2030 году эта страна может достигнуть мирового уровня во всех областях космических технологий, а к 2045-му — сравняться с США или даже превзойти их. Не меньшая угроза исходит и от России, которая «продолжает разрабатывать, испытывать и демонстрировать свои противокосмические возможности», указал Уайтинг. «Действия КНР и России превратили космос в спорную область ведения боевых действий», — заявил он.

Космическое командование США в прошлом году достигло «полной боеспособности», однако, по словам Уайтинга, это вовсе не означает, что у подразделения есть необходимые возможности по всем направлениям, чтобы соответствовать темпам «потенциальных противников». В этой связи командование составило список требований, которые нужно профинансировать и выполнить к 2027 году для создания устойчивой спутниковой архитектуры: речь идет о более совершенных космических датчиках, современных системах радиоэлектронной борьбы и киберзащиты.

Ранее американские официальные лица заявили, что Россия якобы планирует разместить в космосе противоспутниковое оружие с ядерными элементами. Слухи мгновенно подхватили американские СМИ, но каких-либо доказательств предоставлено не было. 29 февраля президент РФ Владимир Путин выступил с посланием Федеральному Собранию, во время которого назвал вбросами сообщения о планах нашей страны разместить ядерное оружие в космосе. «Это уловка только для того, чтобы втянуть нас в переговоры на своих условиях, которые выгодны исключительно Соединенным Штатам», — подчеркнул глава государства.

По его словам, американская сторона уже более 15 лет блокирует проект российского договора о предотвращении размещения оружия в космосе. Поэтому декларируемая заинтересованность Вашингтона в переговорах с Москвой — это не что иное, как «демагогия». «В преддверии президентских выборов США они просто хотят показать своим гражданам, да и всем остальным, что по-прежнему правят миром. Мол, "по тем вопросам, где Америке выгодно договариваться, будем вести с русскими разговор". А где им невыгодно, там и обсуждать нечего. Как они сами говорят: business as usual. Там они будут стремиться нанести нам поражение», — резюмировал Путин.