Экипаж Crew-8 с Александром Гребенкиным прибыл на космодром во Флориде
Запуски

Экипаж Crew-8 с Александром Гребенкиным прибыл на космодром во Флориде

26 февраля 2024 года, 08:38

Экипаж Crew-8, в состав которого по программе перекрестных полетов входит российский космонавт Александр Гребенкин, прибыл в Космический центр имени Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде. Именно отсюда, со стартового комплекса 39A, состоится запуск пилотируемого корабля Crew Dragon, который отправится к Международной космической станции в пятницу, 1 марта. Для космонавта Роскосмоса это будет первый космический полет после нескольких лет непрерывной подготовки.

Помимо Александра Гребенкина, членами экипажа Crew-8 также являются астронавты NASA Мэттью Доминик, Майкл Барратт и Джанетт Эппс. Накануне, 25 февраля, они прилетели в Космический центр имени Кеннеди во Флориде перед отправкой на корабле Crew Dragon под названием Endeavour к МКС. Его запуск со стартового комплекса 39A планируется осуществить 1 марта в 08:04 по московскому времени с помощью ракеты-носителя Falcon 9 компании SpaceX.

По прибытии в Космический центр Кеннеди американские астронавты и российский космонавт встретились с журналистами и ответили на их вопросы . В частности, у них поинтересовались, какие блюда они закажут для последнего приема пищи на земле перед отправкой на орбиту. «Думаю, что каждый заказал что-то особенное. Я решил все-таки заказать традиционное меню. Это будет обязательно суп, овощи зеленые и мясо — второе [блюдо] с гарниром. В общем-то ничего особенного», — признался Гребенкин.

Ожидается, что экипаж Crew-8 проведет на станции порядка шести месяцев. Для Александра Гребенкина, Мэттью Доминика и Джанетт Эппс это будет первый космический полет, в то время как Майкл Барратт, который провел в космосе суммарно 212 дней, полетит на МКС в третий раз. Перед предстоящей отправкой на орбиту они прошли длительную подготовку, заключительный этап которой стартовал 7 февраля.

Сначала астронавты NASA и космонавт Роскосмоса прошли практические занятия по отработке различных этапов полета на базе SpaceX в Хоторне, штат Калифорния, затем, во Флориде, осмотрели корабль Endeavour и отрепетировали последовательность операций стартового дня, а в Космическом центре имени Линдона Джонсона в Техасе провели занятие на тренажере американского сегмента МКС. В пятницу, 20 февраля, они ушли на двухнедельный карантин, соблюдение которого позволяет не только обеспечить здоровье экипажа, но и защитить тех, кто уже находится на станции.

Crew-8 — это восьмая ротационная экспедиция на Международную космическую станцию в рамках коммерческой программы NASA Commercial Crew Program. Ее цель — развитие частных пилотируемых космических кораблей для доставки астронавтов на МКС. Александр Гребенкин вошел в состав Crew-8 по программе перекрестных полетов — соответствующее соглашение было заключено между Роскосмосом и NASA в июле 2022 года. Оно предполагает отправку на МКС российских космонавтов на американских кораблях Crew Dragon, а американских астронавтов — на отечественных «Союзах».

Реализация подобной программы позволяет при отмене или существенной задержке запуска российского или американского корабля обеспечить присутствие на МКС как минимум одного космонавта Роскосмоса и одного астронавта NASA для обслуживания обоих сегментов станции. В декабре 2023 года соглашение было продлено до 2025 года. Как подчеркнул исполнительный директор госкорпорации по пилотируемым программам Сергей Крикалев, это подразумевает проведение еще двух перекрестных полетов на МКС.