Шанс на возвращение: зачем Россия продлевает соглашение о перекрестных полетах с США
После отправки к МКС пилотируемого «Союза МС-24» 15 сентября гендиректор Роскосмоса Юрий Борисов сообщил, что Россия и США готовят дополнительное соглашение о продлении перекрестных полетов на 2024-2025 годы. Перевозя смешанные экипажи то на российских, то на американских кораблях, РФ и США стремятся не только к безопасности — все дело в том, что это соглашение является последней крупной сферой, где наши страны тесно сотрудничают друг с другом. Но что будет с перекрестными полетами, когда Россия уйдет с МКС? Смогут ли американцы обходиться без российских кораблей? Ответ на эти и другие вопросы — в нашем материале.
В минувшую пятницу ракета-носитель «Союз-2.1а» отправила к Международной космической станции пилотируемый корабль «Союз МС-24». На его борту были не только космонавты Роскосмоса Олег Кононенко и Николай Чуб, но и американка Лорал О'Хара. До этого, 25 августа, американский Crew Dragon под названием Endurance компании SpaceX, помимо астронавтов, доставил на МКС и россиянина Константина Борисова. Еще раньше, в марте 2023 года, на орбиту прибыл Андрей Федяев — также на американском корабле.
А первым российским космонавтом, доставленным к МКС с помощью Crew Dragon в октябре 2022 года, стала Анна Кикина — единственная на данный момент женщина в российском отряде космонавтов. За месяц до нее к международной станции отправился Франциско Рубио, вошедший в состав экипажа корабля «Союз МС-22» в качестве бортинженера.
Все эти космические путешествия россиян и американцев оказались возможны благодаря действию программы перекрестных полетов. Соглашение, подписанное между NASA и Роскосмосом, предполагает доставку на орбиту космонавтов РФ на аппаратах американского производства, а астронавтов США — на российских.
Решение по организации таких полетов было принято партнерами по МКС для того, чтобы в случае серьезной задержки с доставкой сменяемого экипажа (например, при аварии ракет-носителей) на станции все время находился хотя бы один специалист, способный обслуживать свой сегмент. Это существенно повышает надежность работы всего орбитального комплекса.
Поэтому совсем не удивительно, что в марте этого года стороны расширили программу. Ее американская часть, помимо уже состоявшегося полета Константина Борисова, предусматривает в феврале 2024 года еще один рейс Crew Dragon, на борту которого также будет космонавт Роскосмоса Александр Гребенкин. Спустя месяц «Союз МС-25» доставит на МКС астронавта NASA Трейси Дайсон. И на этом программа перекрестных полетов точно не остановится, ведь 15 сентября глава Роскосмоса Юрий Борисов сообщил:
Программа перекрестных полетов могла быть продлена и до 2028 года, но этому препятствует отставание ввода в эксплуатацию второго типа американского космического корабля Starliner, создаваемого компанией Boeing. Более того, к тому моменту должна будет официально завершиться эксплуатация МКС, хотя США и настаивают на ее продлении до 2030-го, если не позже.
Будет ли программа перекрестных полетов свернута после этой даты? И есть ли вообще перспективы у космического сотрудничества России и США после МКС? Эти вопросы корреспондент издания Pro Космос обсудил с организатором интернет-сообщества «Советский Космос» Максимом Цукановым.
Четверть века смешанных полетов
Смешанные российско-американские экипажи начали летать на «Союзах» и Space Shuttle еще в 1994 году в рамках программы «Мир-Шаттл». Первым отечественным «пассажиром» Space Shuttle «Дискавери» стал Сергей Крикалев (в феврале 1994-го), а первым астронавтом NASA, отправившимся на «Союзе» на орбитальный комплекс «Мир» в марте 1995 года, был Норман Тагард. Затем последовала программа «Мир-NASA», согласно которой экипажи «Мира» менялись то «Союзами», то «Шаттлами».
Что же касается МКС, то полеты на станцию смешанных экипажей начались через два года после вывода на орбиту ее первого модуля — функционального грузового блока «Заря». Но тогда «перекрестными» эти полеты еще не называли.
Уже в рамках первой длительной экспедиции МКС-1 на станцию прибыл российско-американский экипаж в составе трех человек: командира МКС — американца Уильяма Шеперда и двух россиян — командира корабля Юрия Гидзенко и бортинженера корабля и МКС Сергея Крикалева (он сейчас возглавляет пилотируемую программу Роскосмоса). На орбитальную станцию они добирались на отечественном корабле «Союз ТМ-31», который 31 октября 2000 года стартовал с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя «Союз-У».
Первопроходцы проработали на МКС почти 141 сутки: за четыре месяца они активировали главные узлы систем жизнеобеспечения и расконсервировали станционное оборудование. В марте 2001 года космический шаттл NASA STS-102 Discovery доставил на орбиту экипаж второй экспедиции (МКС-2), командиром которой выступил россиянин Юрий Усачев.
С тех пор прошло более двадцати лет, и сейчас на Международной космической станции работает уже 69-я длительная экспедиция. По состоянию на сегодняшний день орбитальный комплекс за все время его существования посетило в общей сложности 273 человека из 21 страны, но только лишь Россия и США ни разу не оставляли свои сегменты станции без присмотра, регулярно отправляя туда своих представителей на космических кораблях то одного, то второго государства.
Другое дело, что на действительно паритетных условиях эта договоренность действовала только до 2002 года, после чего российские космонавты и американские астронавты отправлялись к МКС самостоятельно. А начиная с 2011 года, ответственность за доставку специалистов на орбиту и вовсе переложили на одну Москву: причиной стало завершение в США пилотируемой программы Space Shuttle.
С того момента и вплоть до мая 2020 года космические экипажи начали перевозить с Земли на МКС и обратно исключительно российскими кораблями — «Союзами». Впрочем, несмотря на достаточно долгую «монополию», РФ неукоснительно обеспечивала присутствие на станции хотя бы одного специалиста от каждого из сегментов — российского и международного.
Право пользования отечественным блоком принадлежит только России, в то время как на международном работают специалисты из США и остальных 12 стран-участниц проекта МКС (Бельгии, Германии, Японии, Норвегии, Швеции и др.). Иными словами, с 2011 по 2020 год как минимум одно кресло на «Союзах» всегда оставляли для астронавта, летевшего выполнять задачи в международном сегменте МКС.
Хотя за более чем 20 лет космические державы пытались сделать сложный объект удобным для пользования всеми сторонами, его модули по-прежнему остаются уникальными. Так, в частности, российский сегмент нельзя временно законсервировать по «салютному» типу, так как с него выполняется множество важных операций, в том числе по подъему или коррекции орбиты МКС, но в то же время он не может долго функционировать без американского сегмента, в том числе из-за недостатка электроэнергии.
Иными словами, оба сегмента МКС требуют постоянного человеческого контроля и обслуживания. Поэтому программа перекрестных полетов в этом смысле является своего рода гарантией работоспособности всей станции, объясняет Цуканов:
«Перекрестные полеты — это мера безопасности для космических первопроходцев двух стран. Всегда полезно уметь обращаться с “чужой” техникой, особенно в чрезвычайных ситуациях, когда от этого зависит твой шанс благополучного возвращения на Землю».
Полет экспериментальный
Не так давно NASA вновь получило возможность запускать на орбиту пилотируемые аппараты американского производства — это произошло в ноябре 2020 года, когда компания SpaceX в рамках программы Commercial Crew успешно доставила на МКС экипаж миссии Crew-1 на частично многоразовом космическом корабле Crew Dragon под названием Resilience.
Тогда же Россия и Соединенные Штаты начали обсуждать идею возобновления сотрудничества в области полетов смешанных экипажей. Глава NASA по программе МКС Джоэль Монтальбано в октябре 2020-го сообщил, что во время своего визита в Москву пообщался с коллегами из Роскосмоса и «пытался продвинуть это соглашение».
О том, что разговор о перекрестных полетах (так стали называть полеты экипажей, в каждый из которых входил бы один специалист по российскому и один по американскому сегменту) «давно ведется в профессиональных кругах», подтверждал и исполнительный директор пилотируемым космическим программам Роскосмоса Сергей Крикалев.
«Обе стороны согласны, что это будет полезно. Это не покупка или продажа места, а распределение экипажа на разные корабли. Это делается для того, чтобы в случае задержек или аварий какого-то корабля на станции всегда оставались представители как одной, так и другой стороны», — рассуждал он.
Однако тогдашний глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин поставил под сомнение качество кораблей Crew Dragon. «Корабль еще не доведен до ума, это еще экспериментальный корабль», — заявил он, но спустя почти год внезапно изменил свое мнение и отметил, что компания Илона Маска «наработала достаточный опыт» для отправки на их кораблях представителей российских экипажей.
Но до реализации соглашения с NASA о перекрестных полетах при прежнем руководстве Роскосмоса дело так и не дошло. И только летом прошлого года переговоры удалось сдвинуть с мертвой точки. 15 июля 2022 года Россия и США подписали соглашение о проведении перекрестных полетов смешанных экипажей к МКС. Программа предусматривала три полета отечественных космонавтов на американских Crew Dragon и три полета американских астронавтов или представителей других стран на «Союзах» до конца 2024 года.
Первой из российских специалистов по программе перекрестных полетов на МКС отправилась Анна Кикина. А среди американцев первопроходцем стал астронавт NASA Франсиско Рубио, который вошел в состав экипажа пилотируемого корабля «Союз МС-22» в качестве второго бортинженера. Оба запуска состоялись осенью 2022 года.
25 августа 2023-го Crew Dragon доставил на орбитальную станцию россиянина Константина Борисова в составе экипажа Crew-7, а в первой половине 2024 года туда отправится Александр Гребенкин в рамках миссии Crew-8. Примечательно, что мужчины были зачислены в отряд космонавтов госкорпорации в один день, и для них обоих эти полеты в космос — первые.
Кроме того, 3 сентября на Землю возвратился космонавт Андрей Федяев на корабле Crew Dragon, получившем название Endeavour. В марте 2023 года он прибыл на МКС вместе с астронавтами NASA Стивеном Боуэном и Вуди Хобургом, а также астронавтом ОАЭ Султаном аль-Нейяди. 27 сентября ожидается приземление корабля «Союз МС-23» с экипажем 69-й длительной экспедиции, куда входят космонавты Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и Франсиско Рубио.
У перекрестных полетов — большое будущее
На сегодняшний день программа перекрестных полетов остается последним крупным совместным проектом России и США, но она может прекратиться в случае разрыва всех отношений между двумя странами, допустил Цуканов. Однако потенциальный выход РФ из проекта МКС едва ли станет катализатором этого процесса, поскольку сотрудничество в космической сфере выгодно как россиянам, так и американцам.
«Даже если Россия и покинет проект МКС, перекрестные полеты двух стран не прекратятся. Сотрудничество в космосе продолжается, несмотря на худшие отношения между странами со времен Карибского кризиса только потому, что это пока выгодно и им, и нам. Они не могут отказаться от многих наших услуг, поэтому не рвут отношения в некоторых отраслях», — подчеркнул собеседник издания.
В то же время историк космонавтики, член Общественного совета госкорпорации «Роскосмос» Игорь Маринин придерживается иного мнения: «После МКС Россия и США пойдут каждый своим путем, т.к. НАСА уже приступило к реализации своих лунных пилотируемых проектов в сотрудничестве с 29 странами, а Россия на грани начала реализации проекта российской (высокоширотной) орбитальной станции и в сотрудничестве с Китаем начнет строительство лунной научной базы. Общего между пилотируемыми программами США и России после МКС больше ничего не останется».
В свою очередь Цуканов выразил мнение, что Crew Dragon — это новый корабль, которому «еще очень далеко» до надежности российского «Союза». По его словам, каждый полет этого космического аппарата воспринимается не иначе, как эксперимент и «большое испытание» для экипажа.
Что касается России, то в будущем она может заключить аналогичное соглашение о перекрестных полетах и с другими странами, например Китаем, не исключил Цуканов. Только на этот раз речь будет идти о перевозке смешанных экипажей не на МКС, а уже на национальные орбитальные станции, в частности «Тяньгун» и проектируемую РОС.
«Думаю, по мере укрепления союза с КНР начнутся тренировки наших космонавтов на кораблях “Шэньчжоу”, а тайконавтов — на кораблях “Союз”. МКС в этом году исполняется 25 лет — это огромный срок для космической станции. И мне бы хотелось надеяться, что в перспективе появится новая международная космическая станция, но с участием стран БРИКС, а также отдельная, национальная станция РОС, по аналогии со станцией “Мир”», — резюмировал Цуканов.