Отработавший европейский спутник размером с автобус сгорел в атмосфере Земли
На орбите

Отработавший европейский спутник размером с автобус сгорел в атмосфере Земли

22 февраля 2024 года, 08:57

Европейский спутник дистанционного зондирования Земли ERS-2, который пробыл на орбите в общей сложности 29 лет, сгорел в плотных слоях атмосферы. Таким образом, почти 13-летняя история постепенной утилизации некогда «самого совершенного спутника» наблюдения Земли, подошла к концу.

ERS-2 был запущен 21 апреля 1995 года и первоначально был рассчитан на три года службы, но многократно превысил этот срок. В 2011 году руководство ЕКА приняло решение о сведении спутника с орбиты, но поскольку топлива в его баках не осталось, аппарат снижался естественным путем, что заняло почти столько же времени, сколько его активная научная деятельность.

В среду, 21 февраля, примерно в 20:17 по московскому времени ERS-2 вошел в атмосферу Земли на высоте 80 километров. Аппарат размером с автобус начал распадаться на куски, которые сгорали от все возрастающей силы трения, над северной частью Тихого океана.

Естественное снижение ERS-2 предполагало, что ЕКА не сможет точно спрогнозировать, в какой именно точке планеты упадут его фрагменты и какой ущерб они нанесут. Однако, как сообщили в агентстве, обломки спутника упали в океан, причем ни один из этих фрагментов «не содержит никаких токсичных или радиоактивных веществ».

Подобный способ «утилизации» космических аппаратов долгое время считался основным. Сейчас же ЕКА пытается продемонстрировать свою приверженность «экологическим стандартам» и политике «нулевого образования мусора» на орбите. Поэтому прочие устаревшие европейские спутники, такие как Aeolus, Cluster и Integral, должны быть по возможности сведены более управляемо.

Что же касается ERS-2 (и его предшественника ERS-1), то ЕКА особо подчеркнуло, что на момент запуска они «были самыми совершенными спутниками, когда-либо разработанными и запущенными Европой». В течение более чем полутора десятилетий они с помощью комплекса научных аппаратов собирали сведения о Земле и ее атмосфере, в частности, с помощью первого в Европе прибора для изучения атмосферного озона.

«Спутники ERS предоставили поток данных, которые изменили наш взгляд на мир, в котором мы живем. Они предоставили нам новую информацию о нашей планете, химическом составе нашей атмосферы, поведении наших океанов и влиянии деятельности человечества на окружающую среду, создавая новые возможности для научных исследований», — подчеркнула директор программ наблюдения Земли Симонетта Чели.

8 февраля компания SpaceX вывела на орбиту научно-исследовательский спутник PACE, который предназначен для наблюдения за состоянием мирового океана, аэрозолями в атмосфере, углеродным циклом и экологией. Срок его службы составляет всего три года, но в NASA рассчитывают, что он сможет проработать как минимум 10 лет.