«Спектр-РГ» помог оценить плотность материи во Вселенной
Технологии

«Спектр-РГ» помог оценить плотность материи во Вселенной

16 февраля 2024 года, 13:47

Космическая обсерватория «Спектр-РГ» предоставила данные для фундаментального исследования эволюции галактических скоплений. Учёные из Института внеземной физики Макса Планка в Германии, опираясь на данные, полученные космической обсерваторией до 2022 года, смогли точно измерить количество и плотность вещества во Вселенной. Это  сказалось на решении целого ряда актуальных проблем космологии — от массы нейтрино до «напряжения S8».

Скопления, насчитывающие сотни и даже тысячи галактик, являются самыми большими структурами во Вселенной, высшим выражением космической эволюции. А распространённый в них раскалённый газ, испускающий лучи высоких энергий, делает их особо привлекательными для изучения рентгеновскими обсерваториями — в первую очередь новейшим (запущенным в 2019 году) «Спектром-РГ».

Изучение эволюции галактик и их более крупных объединений было одной из главных целей запуска этой дорогой и высокотехнологичной обсерватории. А два её телескопа — eROSITA (больший по габаритам) и ART-XC должны построить полномасштабную карту Вселенной в рентгеновском диапазоне.

Ранее именно «Спектр-РГ» помог вычислить точное содержание во Вселенной материи (и тёмной, и обычной) — около 29%. Теперь, на основании первого полного обзора звёздного неба, опубликованного две недели назад, эти вычисления были ещё раз подтверждены. Это значит, что Стандартная космологическая модель получила новый аргумент в свою пользу.

Но физики, изучающие данные космического телескопа, пошли дальше, измерив ещё и распределение материи, которая имеет тенденцию собираться в громадные «комки». Это её свойство описывается с помощью так называемого параметра S8.

«Наблюдения eROSITA свидетельствуют, что Вселенная вела себя так, как нами ожидалось, на протяжении всей космической истории. С реликтовым излучением нет напряжённости — так что космологи теперь могут немного расслабиться», — отметил Витторио Джирардини, который руководил одним из исследований.

Кроме того, команда астрофизиков смогла наложить жёсткие ограничения на возможную массу самых лёгких элементарных частиц — нейтрино. Таким образом, «Спектр-РГ» сделал возможным самое точное определение массы нейтрино на сегодняшний день.

Тем временем, Россия планирует отправку на орбиту новых сверхсовременных обсерваторий, в дополнение к «Спектру-РГ». В частности, через шесть лет будет запущен следующий аппарат в этой космической «команде» — «Спектр-УФ», который будет вести наблюдения в ультрафиолетовом диапазоне, на длинах волн 100—320 нм.

Рутинным поиском экзопланет новая обсерватория (созданная целиком из компонентов отечественного производства) заниматься не будет: её цель — наблюдение уже открытых внеземных миров, изучение их атмосферы и, разумеется, поиски там потенциальных признаков жизни.

Вас может заинтересовать