Iridium увеличила срок службы своей группировки спутников на пять лет
Оператор спутниковой телефонной связи Iridium Communications рассчитывает использовать свои спутники связи, запущенные на низкую околоземную орбиту в 2017-2019 годах, еще пять лет. Это избавляет компанию от необходимости пополнять «созвездие» новыми аппаратами как минимум до 2035 года. Продление срока службы спутников позволит Iridium получить больше доходов за услуги, включая широкополосную связь и перспективный сервис NB-IoT, предполагающий прямое подключение к смартфонам. В компании ожидают, что к концу десятилетия годовой объем продаж достигнет $1 млрд.
В настоящее время спутниковая группировка Iridium насчитывает 80 аппаратов Iridium NEXT — это второе поколение коммуникационных спутников, обеспечивающих голосовую связь и передачу данных для мобильных устройств. Все аппараты были выведены на низкую околоземную орбиту с 2017-го по 2019-й год, во время восьми запусков ракеты-носителя Falcon 9 компании SpaceX. В прошлом году были также запущены еще пять спутников. Расчетный срок службы всех аппаратов, разработкой которых занималась Thales Alenia Space, составляет 12,5 лет.
Однако 15 февраля генеральный директор Iridium Мэтт Деш заявил, что компания хочет продлить эксплуатацию своего «созвездия» еще на пять лет (то есть срок их службы составит более 17,5 лет). Такое решение он объяснил предыдущим опытом Iridium, напомнив, что спутники первого поколения с аналогичным расчетным сроком службы проработали на орбите более 20 лет, прежде чем у них закончилось топливо.
Как подчеркнул представитель компании Джордан Хассин, продление эксплуатации Iridium Next дает оператору мобильной спутниковой службы больше гибкости в выборе времени для заказа и запуска потенциальной группировки третьего поколения. Кроме того, за счет такого шага Iridium планирует увеличить доход от «созвездия», которое обеспечивает клиентов широкополосной связью и услугами по мониторингу устройств «интернета вещей» (IoT).
Кроме того, компания планирует разработать сервис NB-IoT («узкополосный интернет вещей») на стандарте 5G. Его цель — предоставить различным устройствам, в том числе смартфонам, прямой доступ к услугам по обмену сообщениями и функциям SOS за пределами зоны действия сотовой сети. В 2023 году Iridium сообщила о росте выручки на 10% в годовом исчислении — до $790,7 млн, а теперь рассчитывает, что годовой объем продаж достигнет $1 млрд до конца десятилетия.
Тем не менее в 2024-м компания ожидает снижения среднего дохода на одного пользователя на 5-10% и-за конкуренции со стороны SpaceX, чья группировка спутников Starlink, работающая в Ku-диапазоне, набирает популярность на рынке. Так, к примеру, Iridium уже потеряла некоторых «морских» клиентов, ранее использовавших ее в качестве основного поставщика широкополосной связи. Однако у компании есть шанс потеснить SpaceX на рынке, поскольку она может обеспечить резервное подключение с использованием спектра L-диапазона, который более устойчив к штормам, чем Ku-диапазон.
Iridium также сталкивается с конкуренцией Starlink на рынке Direct to Cell — прямого подключения смартфонов к спутникам. В частности, в этом году SpaceX планирует запустить в партнерстве с T-Mobile функцию ранней отправки текстовых сообщений на территории США. Между тем Iridium пока только прорабатывает свою стратегию Direct to Cell под названием Project Stardust, которая в ближайшие пару лет потребует инвестиций в размере «десятков миллионов» долларов.