Perseverance заснял солнечное затмение на Марсе
Технологии

Perseverance заснял солнечное затмение на Марсе

13 февраля 2024 года, 14:18

Марсоход Perseverance запечатлел спутник Красной планеты Фобос, полученными снимками поделились инженеры из Лаборатории реактивного движения NASA (JPL). На них небольшое небесное тело в форме картофелины проходит перед Солнцем, частично закрывая собой светило.

Изображения сделаны 8 февраля из кратера Езеро, где находится ровер Perseverance. Получить снимки аппарату удалось благодаря камере Mastcam-Z, которую он чаще всего использует для фотографий пейзажей Красной планеты.

Фобос – один из двух спут­ни­ков Мар­са, который вращается примерно в 6000 км над по­верх­но­стью Красной планеты. Один оборот он совершает за 7 ч 39 мин, что примерно в три раза быстрее вращения Марса вокруг собственной оси. Спутник постепенно приближается к планете, и, в конечном итоге, должен распасться на части из-за силы притяжения Марса. По своей форме Фобос близ­ок к трехосному эллипсоиду, а поверхность его не­рав­но­мер­но по­кры­та слоем ре­го­ли­та. На нем около 1300 удар­ных кратеров, круп­ней­ший из которых – диа­метром 8 км.

Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) планирует в ближайшие годы отправить автоматическую станцию MMX для исследования марсианских спутников. Планируется, что космический аппарат сначала выйдет на орбиту вокруг Марса, затем перейдет на Фобос, совершит посадку на его поверхность и извлечет около 10 граммов грунта. После этого MMX взлетит со спутника, совершит несколько облетов меньшей «луны» Марса — Деймоса, — а затем отправит возвращаемый модуль обратно на Землю. Достичь нашей планеты аппарат с образцами должен будет примерно в 2029 году.

По мнению ученых, на Фобосе могут находиться пыль и песок с самого Марса, поэтому они рассчитывают, что собранные образцы помогут пролить свет на процесс эволюции марсианской системы. Ожидалось, что аппарат MMX будет запущен на борту японской ракеты-носителя H3 в этом году. Однако неудача во время ее первого полета в 2023 году усугубила существующие задержки, вынудив JAXA перенести запуск на конец 2026 года.

Марсоход Perseverance прибыл на Красную планету 18 февраля 2021 года. Основная его задача заключается в поиске возможных признаков того, что жизнь когда-то существовала в районе кратера Езеро. Помимо сложного оборудования для получения проб грунта и их анализа, у Perseverance есть несколько камер для съемки и два микрофона для записи звука. В состав полезной нагрузки также входил беспилотный летательный аппарат Ingenuity, который наблюдал за поверхностью Марса сверху и помогал роверу прокладывать свой путь, однако в конце января он вышел из строя.

Ранее марсоход Perseverance сделал первый снимок поврежденного коптера Ingenuity. На изображении видно, как одинокий аппарат неподвижно «сидит» на марсианской дюне. В последний раз аппарат взлетел над марсианской поверхностью 18 января, чтобы проверить состояние бортовых систем. Во время посадки несколько лопастей несущего винта марсианского дрона были повреждены – из-за этого он теперь не может летать.