На поверхности двух астероидов обнаружили молекулы воды
Наука

На поверхности двух астероидов обнаружили молекулы воды

13 февраля 2024 года, 11:03

Сотрудники Юго-Западного исследовательского института в Сан-Антонио (США) изучили четыре астероида, богатых силикатами (каменистыми материалами), и обнаружили на поверхности двух из них молекулы воды. Исследование проводилось на основе данных, полученных уже завершившей свою работу стратосферной обсерваторией ИК-астрономии SOFIA. Такое открытие представляет для ученых особый интерес, ведь оно может пролить свет на то, как вода появилась на Земле.

В общей сложности авторы изучили четыре астероида Главного пояса — Ириду, Массалию, Парфенопу и Мельпомену, которые принадлежат к светлому спектральному классу S. К нему относятся объекты, имеющие кремниевый (каменный) состав, то есть состоящие в основном из железа и магния (силикатов). Подобные небесные тела составляют 17% всех известных астероидов и тем самым образуют второй по распространенности класс астероидов, после углеродных.

Богатые силикатами астероиды, которых также называют безводными или сухими, как правило, образуются ближе к Солнцу, в то время как ледяные — дальше от него. Поскольку астероиды являются остатками процесса формирования планет, понимание их расположения и состава позволяет раскрыть, как материалы распределялись и эволюционировали с момента образования в солнечной туманности — молекулярном дискообразном облаке газа и пыли, оставшемся от формирования Солнца.

«Особый интерес представляет распределение воды на астероидах, поскольку оно может пролить свет на то, как вода появилась на Земле, и на то, как она могла попасть на потенциально пригодные для жизни планеты за пределами нашей Солнечной системы», — говорится в статье.

Команда ученых под руководством доктора Юго-Западного исследовательского института Анисии Арредондо обратилась к данным стратосферной обсерватории ИК-астрономии SOFIA, которая была совместным проектом NASA и Германского центра авиации и космонавтики. SOFIA размещалась на борту широкофюзеляжного самолета Boeing 747SP, который поднимался на высоту 12−14 километров над Землей, и была оснащена прибором FORCAST — именно с его помощью астрофизики исследовали четыре астероида, выделив спектральные сигнатуры в среднем инфракрасном диапазоне. Анализ указал на наличие молекул воды на двух из них — Ириде и Массалии.

После этого ученые сравнили данные по этим двум небесным телам с аналогичными сведениями, полученными при анализе крупнейших кратеров в южном полушарии Луны, где SOFIA ранее тоже обнаружила молекулы воды. «Наше исследование основывалось на успехе команды, которая обнаружила молекулярную воду на освещенной Солнцем поверхности Луны. Мы подумали, что могли бы использовать SOFIA, чтобы найти эту спектральную сигнатуру на других телах», — подчеркнула Арредондо.

По ее словам, интенсивность спектральных характеристик свидетельствует о том, что обилие воды на астероидах соответствует количеству воды на освещенной солнечным светом Луне. «Вода на астероидах также может быть связана с минералами, адсорбирована силикатами и захвачена или растворена в силикатном ударопрочном стекле», — добавила Арредондо.

Что же касается Парфенопы и Мельпомены, то данные по ним оказались слишком «зашумленными», чтобы сделать однозначный вывод. Однако команда намерена продолжить исследование, только уже с помощью космического телескопа «Джеймс Уэбб». Пока ученые провели первоначальные измерения для двух астероидов, но в будущем собираются рассмотреть еще 30 объектов. Они рассчитывают, что подобные исследования улучшат понимание того, как вода распределяется в Солнечной системе.